Формы, методы, правила душепопечительстваСтраница 1
В современной практике душепопечительства существует очень большое разнообразие различных форм. Все они могут иметь место, если соответствуют главной цели, – помочь человеку приблизиться к Богу на основании библейских принципов. Писание открывает нам два главных направления в служении Церкви, в которых используются формы душепопечительства – это богослужебное собрание и «закулисная» христианская работа.
Богослужебное собрание
Для богослужебного собрания свойственны такие формы душепопечительства, как проповедь, публичное свидетельство, праздничное общение. Из них наиболее эффективной является проповедь.
Преимущество проповеди как формы душепопечительства заключаются в том, что одновременно многие люди могут слышать то, что говорит Писание. Через проповедь Слово Божие может касаться различных социальных групп и возрастов. Недостаток такой формы душепопечительства заключается в отсутствии личного контакта душепопечителя-проповедника с конкретным человеком. Проповеди не всегда затрагивают суть человеческих нужд (не без приятных исключений, конечно). Обычно церковь щедра на увещевания, но слаба на объяснения. В результате в тысячах христианских церквей есть люди, которые говорят самим себе: «Это прекрасная проповедь. Но как мне бы хотелось, чтобы кто-нибудь помог мне решить мою проблему».
Внебогослужебное душепопечительство
К этому направлению душепопечительства относятся такие формы, как ученичество, наставничество, консультирование, беседа. Эффективность подобных форм обусловлена небольшой численностью в группах. Например, это может быть воскресная школа или церковь, которая поделена на небольшие группы, где люди могут достаточно откровенно делиться своими духовными заботами и проблемами. Большинство людей обычно очень рады возможности общения с теми, с кем они чувствуют себя легко и свободно, кому они могут доверять (Деян.2.44-47).
Эти формы душепопечительства затрагивают глубинные проблемы людей, поэтому являются наиболее эффективными. В Библии этим формам уделяется наибольшее внимание. Например, в послании к Титу апостол Павел указывает на форму наставничества, которая касается стариц в Церкви. Они обязаны учить молодых женщин любить своих мужей (Тит.2.4). Сегодня эта форма заботы совершенно отсутствует в наших церквах. В результате подобного состояния многие молодые супруги имеют проблемы в своих семьях. Еще одна не менее важная форма душепопечительства, записанная на страницах Библии, – это внутрисемейное наставничество и попечительство, где предполагается забота членов семьи друг о друге (1Тим.3.12,13; 5.4,8).
В церкви иногда много проблем из-за того, что пренебрегаются внебогослужебные формы душепопечительства, которые составляют главную часть заботы о душе человека. Это приводит к тому, что церковь не функционирует как единый живой духовный организм. Многие церкви становятся «приходами», потому что предпочитают больше богослужебное душепопечительство. Богослужебное и внебогослужебное душепопечительство в равной мере важны и необходимы, но при этом не должен нарушаться баланс и гармония их взаимодействия и функций.
Слово Божие, молитва и общение являются главными средствами в оказании духовной помощи другим христианам.
Различают общие и специальные формы душепопечительства. К общим формам относятся: проповедь, общение, беседы, кружки по изучению Библии и др. В методологии этих форм можно выделить три основные группы методов: методы коммуникации, методы исследования и методы практического решения проблем.
Методы коммуникации
. Например, человек, который попал в кризисную ситуацию, испытывает чувство беспомощности и замешательства. Первая задача душепопечителя состоит в том, чтобы установить контакт с человеком. Это можно сделать несколькими способами:
· сначала важно установить зрительный контакт, что помогает опекаемому избавиться от дезориентации;
· затем, чтобы помочь человеку сосредоточиться и овладеть ситуацией, душепопечитель должен задавать короткие и прямые вопросы, переспрашивать;
· невозможно понять проблему человека, не научившись сочувствовать его боли и страданиям; душепопечитель должен сопереживать опекаемому;
· путем постановки вопросов можно установить, что происходит с чувствами человека, и которые из них наиболее задеты. Затем душепопечитель может назвать эти эмоции вслух. Как только эмоции будут названы своими именами, опекаемый почувствует, что его понимают.
Самое популярное:
Схоластика и мистика
Более оживленная политическая и культурная жизнь в Западной Европе в сравнении с Восточной вызвала и появление на Западе более обширной богословской и религиозно-философской литературы. Делались попытки как-то согласовать церковные догмат ...
Александровское масонство
Вначале царствования императора Александра I русские масоны различных направлений объединены были только одной мыслью: вернуть Ордену Вольных Каменщиков утраченное им в России значение.
Недовольство правительства Екатерины II было велики ...
Недовольство самих православных
Нетактично проводимая Никоном правка книг по темпу, по широте охвата, по чуждости своего источника и по обидности ее для серьезно усвоенного, не только национального, но и подлинно православного самосознания русских людей, не могла не выз ...