Языческие боги восточных славян и украинского народаСтраница 1
Верховное божество у славян (как и у прочих индоевропейцев) было
триединым. Оно так и звалось – Триглав, олицетворяло древнейшую триаду: Сотворение – Жизнь – Разрушение
. Каждое из трех ликов Триглава было самостоятельным богом.
Каждое восточнославянское племя имело своего бога – покровителя. В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу – Творцу, богу небесного огня.
Он изображался в виде седого старика с посохом и чашей с неугасимым огнем. Сын Сварога – Стрибог
, повелитель ветра
, а также покровитель кузнецов и ремесленников
вообще. Позже был уподоблен христианскому богу – творцу Савоафу.
Другой сын Сварога – Даждьбог – бог жизни и света
. Изображался в виде человека средних лет с круглой чашей-щитом, символизировавшей солнце и дождь. Ликом Даждьбога славяне называли солнце, ему молились о ниспослании урожая. Он был покровителем земледельцев.
Со временем всё большую роль начинает играть Перун – бог грозы,
«творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Изображался в виде мужчины с черными волосами, густой бородой и усами огненного или серебряного цвета, с пучком молний в руке. Оружием Перуна считались меч и топор. Он был покровителем воинов. Перун не являлся сначала главой пантеона богов. Лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя – военачальника и его дружины культ Перуна стал укрепляться. После христианизации был уподоблен пророку Илье.
Несколько наособицу от Триглава стоял Велес или Волос
. Он земной бог, не всегда был в ладах с небесной троицей. Он был богом мертвых, повелителем зверей, покровителем скотоводства, мудрости, волшебства, искусства и торговли. Часто представлял собой крылатого змея с человеческим лицом либо помесь человека с медведем. Культ Велеса – очень древний. Вероятно, он возник в период, когда основными занятиями древних людей были охота и собирательство. Позже он стал олицетворять хозяйственную удачу, богатство, достаток. В период христианизации культ этого божества трансформировался в облик святого Власия.
Наиболее почитаемым женским божеством была Макошь (Мокошь), богиня судьбы и достатка, земли и плодородия
. Покровительствовала ткачихам и вышивальщицам
. Изображалась зрелой женщиной с прялкой и коробом либо с турьим «рогом изобилия».
Семаргл – божество семян, ростков и корней растений
. В более широком смысле – символ «вооруженного добра». Посредник между верховным божеством неба и землей, его посланец. Представлялся в виде крылатой собаки.
Хорс – божество солнечного светила
. Представлял собой некое неотделимое дополнение к образу Даждьбога – Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные хороводы и русское наречие «хорошо» - «солнечно».
Ярило – бог весны и веселья, покровитель весенних растений
. Весной он похож на белокурого молодого человека, едущего на белой лошади босиком. По мере прохождения сезона он стареет и поздним летом умирает. Мати Сыра Земля – его жена.
Богиней любви, брака, благополучия была Лада
. Она имела двух сыновей Леля и Полеля. Лель в древнерусской языческой мифологии считался божеством страсти, весны и молодости.
По языческим поверьям, это божество побуждает природу к оплодотворению, а человека – к созданию семьи. От имени этого божества в русском языке сохранилось слово «лелеять» – нежить, любить. Полель считался божеством брака и супружества.
Самое популярное:
Наука
Наука – это теоретическая система тезированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследованиях.
Как мы уже видели, длительный период истории чел ...
Возникновение и распространение христианства
Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианс ...
Апокриф Иоанна
Апокриф Иоанна причисляют к важнейшим источникам для изучения гностицизма.
Произведение предназначено для чтения, но включает и гимнические части, видимо восходящие к устной традиции. При всем разнообразии слагаемых частей произведение с ...