Церковь в период правления Константина
IСтраница 2
Константин, запретивший изуверские культы и жертвоприношения, гладиаторские бои, казнь рабов через распятие, закрывший немало храмов и конфисковавший их имущество значительную часть его передал церкви. Территориальная организация церкви, по существу, копировала государственную. Практически сложилось так, что каждый город стал центром епархии. Образовалось много епархий, группы провинций объединялись в более крупные единицы – диоцезы, епархии – в митрополии. Епископская власть во многом копировала гражданское управление.
Вполне естественно, что встал вопрос “о старшинстве”. Каждая из церквей претендовала на определённую самостоятельность. Для этого была выработана концепция обоснования прав церквей – их достоинство определялось “апостольским основанием”. Римская церковь имела все данные претендовать на первенство, как церковь, основанная ближайшим и любимым учеником Христа апостолом Петром. Но в IV веке реально признанное положение Рима как столицы государства подкрепляло претензии римского епископа. Никейский собор признал его первенство в церкви как по положению, так и по достоинству. За ним закреплялось право арбитра в церковных спорах. Так фактически оформилась структура, иерархия вселенской церкви, главой которой был признан епископ римский, прямой предшественник будущих пап. На соборе западных епископов в 359г. он был признан единственным главой церкви и всех епископов западной половины империи.
В IV веке получает распространение и такой институт, как монашество. Отшельничество – уход от мира, отречение от него с целью ведения праведной, совершенной жизни. Из тысяч отшельников, порвавших с миром, образовались первые египетские монастыри в отдалённых, труднодоступных местах – в пустыне, в горах. Их основателями и создателями первых уставов считаются Антоний и Пахомий (конец III – начало IV века).
Монастыри были нескольких типов. Вначале – лавра, объединение раздельно живущих отшельников, наличие общего главы и организатора. Позднее появляются общежительные монастыри с совместным или килейным проживанием монахов, более строгими порядками и дисциплиной, обязательным трудом, общим участием в молитвах и присутствием на богослужениях. Монашество начинает играть впоследствии более активную роль в духовной жизни общества и города. К концу IV века оно становится влиятельной силой.
В это же время проводилась колоссальная работа по систематизации христианского вероучения. Это была эпоха деятельности наиболее выдающихся “отцов церкви” – Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иеронима Блаженного, Амвросия Медиоланского, Августина. Была проделана огромная работа по разработке христианской литургии – богослужения, обрядности, создан календарь христианских праздников. Церковь распространила и закрепила своё влияние на важнейшие стороны жизни общества. В годы правления императора Феодосия I (378-395гг), после Константинопольского собора 381г., церковь вступила в эпоху торжества. К концу IV столетия подавляющее большинство населения империи составили христиане.
“Новая эпоха в истории христианства была открыта знаменитыми эдиктами 390-392гг., первый из которых официально объявлял христианство ортодоксально-никейской догмы государственной догмы государственной религией, а второй запрещал отправление языческих культов и предписывал закрытие и уничтожение всех языческих храмов”.
Самое популярное:
Состояние учения о Святой Троице в IV веке
Четвертый век называют "золотым веком" богословия, ибо в учении святителя Афанасия Александрийского и, особенно, в богословии Василия Великого, Григория Назианзина и Григория Нисского — "троицы, которая славила Троицу" ...
Рунические камни
Рунические камни распространены по всей Скандинавии, где их насчитывается более 6 тысяч. Примерно половина из них датируется X-XII вв. и расположена в Швеции. Около 620 памятников находится в Дании и 602 рунических камня – в Норвегии. Сде ...
Апокриф Иоанна
Апокриф Иоанна причисляют к важнейшим источникам для изучения гностицизма.
Произведение предназначено для чтения, но включает и гимнические части, видимо восходящие к устной традиции. При всем разнообразии слагаемых частей произведение с ...