Английское масонство CUIII - CIC
вековСтраница 1
Филантропические и реформаторские тенденции CUII века, вместе со вкусом к тайным обществам и символическому ритуалу, перешли к позднейшим поколениям и несомненно отразились на характере и судьбах масонства CUIII - CIC веков.
Остатки почтенного общества свободных каменщиков в начале CUIII столетия сохранились и в Лондоне, и в других городах. С водворением новой династии /короля Георга 1/ жизнь страны входила в мирное русло. Как уже отмечалось выше, четыре ложи: «Гуся и Противня», «Короны», «Яблони» и «Виноградной кисти» /названия таверн, в которых они собирались/, сплотились вокруг Великой Лондонской ложи.
Раньше других обратили внимание на вновь ожившую масонскую организацию члены Королевского Общества. К ней примкнул, например, придворный проповедник принца Уэльского Теофил Дезагюлье, за ним последовал доктор Стэкли, а вскоре еще один член Королевского Общества, скрывавшийся под псевдонимом Филарет.
В масонах видели уже носителей великих тайн – новой вид «розенкрейцеровских братьев», а с другой стороны – подозревали атеистов и политически опасных людей.
Постепенно в ложу стали вступать представители знати и весь социальный состав ее постоянно, менялся. Сюда вступили герцог Монтегю, герцог Уортон, граф Долькес и другие герцоги, графы и лорды. После 1723 года в составе ложе уже не было лиц, не носящих, по крайней мере, звания сквайра /сельского дворянина/. В декабре 1721 года в газетах распространился слух о предстоящем принятии в масонство самого наследника престола принца Уэльского. Масонство входило в моду.
Одним из проявлений «новой жизни» и было издание Кодекса масонских уставов /о чем мы уже упоминали/ - «Новой Книги Конституций».
Самой важной и интересной частью Книги является глава об «Обязанностях франкмасона», отразившая в себе современное, культурное, политическое лицо английского масонства. В главе говорится о свободе выбора веры и о религии добра и верности долгу.
И основатели Ложи и примкнувшая к ним великосветская молодежь не занимались отвлеченными вопросами веротерпимости, не стремились провозглашать философские принципы, они просто «вкушали плоды мира». После актов о веротерпимости, билля о правах /1689 г./, Утрехтского мира /1713 г./, обеспечивающего Англии блестящее экономическое будущее, для людей господствующего класса все казалось в Англии достигнутым. Возможно, поэтому господствующим направлением Великой Ложи был не космополитизм, а христианский национализм.
Судя по протоколам Великой Ложи, отмечают исследователи от 1723 до середины 1771 годов, в ее деятельности не было ничего не только опасного, но и просто выходящего за предел светского времяпрепровождения. [20]
Вместе с тем, в период 1723-1724 гг. в масонство стали проникать политические разногласия. Возникает вражда к масонскому Ордену со стороны Иезуитов и находящегося под их влиянием римского престола. В 1738 году появилась папская булла, осуждавшая масонов, как вредную для апостольской церкви секту.
С 1724 года количество лож в Лондоне растет. В 1729 г. из 54 лож, примыкавших к Великой лондонской Ложе, 12 находились в провинции.
Кроме лож, признававших авторитет Великой Лондонской Ложи, существовали такие, которые совершенно от нее не зависели, не говоря уже об ирландских и шотландских ложах, создавших себе свои собственные центры. В начале 50-х годов процесс усложнился благодаря появлению нового масонского центра – Великой Английской Ложи Старых Уставов. Уже через три года она имела в своем ведении 28 лож, а в 1760-м – 83, в 1800 г. – 167.
Период основания этой ложи - 1751 г. – известен в истории масонства под названием периода «великого раскола». В начале отношения между «старыми» и «новыми» носили мирный характер. Но когда быстрые успехи вновь созданной ложи слишком затронули и самолюбие, и интересы Великой Ложи, ее сторонники обрушились на «старых» с обвинениями в расколе и самозванстве. Однако с течением времени состав обоих английских масонств, становился все более однородным – в обоих решительно преобладал великосветский и титулованный элемент. Старые споры забывались, сглаживались ритуальные различия. В конце CUIII века очень многие масоны были одновременно членами и «новых» и «старых» лож.
Самое популярное:
Растения
Религии часто прибегают к символам растений, деревьев или цветов. В сущности, эти символы олицетворяют жизнь, расцвет, красоту.
Роза, сопровождающая появление Святой Девы (розарий), была принята как символ приверженцами Розы и Креста и с ...
Мифология и изображение древней жизни Китая.
Рационализированная, демистифицированная и демифологизированная в своей глубинной основе ментальность высших слоев сыграла едва ли не решающую роль как в судьбах восточно-чжоуской государственности, так и в истории Китая в целом. Дело в т ...
Опыт работы библиотек региона по библиотечно-библиографическому
обслуживанию пользователей библиотек
Выше мы уже говорили об опыте работы библиотек в целом по России. В §3 мы расскажем, что делают библиотеки нашего региона в работе с литературой по религии.
При разработке дипломного проекта автором было произведено два мини-анкетировани ...