Цели и задачи масонского движения, его
гуманистический характерСтраница 2
Долговременное существование масонского ордена, широкое распространение учения каменщиков среди различных народов, привели к постепенному расколу чистого первичного масонства. Как течение общественное и длительное, оно постоянно видоизменялось, принимая то одну форму, то другую, и распалось на множество ветвей или толков, в которых более или менее была затемнена основная мысль. Эти различные ветви стали называть системами.
Отдавая дань времени, подчиняясь иногда властной воле отдельных личностей, масонство, как уже отмечалось выше, восприняло в себя учения мистиков, теософов, алхимиков; первоначальный принцип непротивления злу уступал другому, резко от него отличному, позволявшему борьбу со злом силой.
В самом лоне братства каменщиков имели место распри, разгоралась борьба, и река масонства разбивалась на множество ручьев, из которых каждый имел свое течение, свои особенности, Поэтому, наверное, о масонстве нельзя говорить, как о чем-то целом, неделимом.
Братья вольные каменщики нередко отмечали в поучениях своих досадное разногласие среди собратьев и скорбели, что споры касаются порой даже высшей цели ордена, о которой споров уже «никоим образом быть не должно». Но братству все же было присуще единство.
Вот, к примеру, что пишет И.Г.Финдель: «Братство везде восставало против испорченности духовенства и во многих случаях расходилось даже с католическим учением».[12]
В кодексе масонских уставов, обычаев и традиций – так называемой «Новой Книге Конституций», составленной в 1721 году пресвитерианским пастором, доктором, богословом Андерсоном, в первом параграфе сказано: «В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии, какова бы она ни была. Но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех: это та всеобщая. Всех людей объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем не называлось наше вероисповедание, и какие бы религиозные догмам превратит масонство в объединяющий центр и поможет ему связать узами дружбы людей, доселе бывших друг другу чужими».[13]
Были и такие высказывания: «Масонство, чуждое мистицизму, отрицает авторитарное начало; глубоко рационалистическое не есть только определенная общественная ассоциация. Масонство есть противоцерковь, противокатолицизм, церковь еретиков, скептиков, церковь свободной мысли». [14]
В.Ф. Иванов на основании подобных изречений делает вывод, «отвергая Бога, христианство, христианскую церковь и христианскую мораль, масонство создает новую религию – религию гуманитаризма, совершая замену Бога человечеством». Исследователь резюмирует: «Ближайшая задача масонства – захват в свои руки политического влияния и власти и перевоспитание общества на новых началах. Масонство должно охватить все сферы человеческой жизни в современных государствах. Религия, государство, политика, семья, школа, армия, общественный строй. Наука, искусство, печать, промышленность, международные отношения. Все это перестраивается масонством на новый лад. [15] Таким, образом, и в данном вопросе среди историков нет единства во взглядах.
Самое популярное:
Принципы православной педагогики
1. При построении системы педагогики, отвечающий духу Православия, мы должны стремиться использовать все богатство педагогических идей. Мы ищем органического синтеза всего ценного, что имеется в современной педагогике.
2. Современная пед ...
Предпосылки возникновения буддизма
Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились те древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда и где буддизм с самого начала своего существования получил ...
Немецкое масонство CUIII века
Восемнадцатый век в истории культурной жизни Германии являлся веком глубоких противоречий. С одной стороны, рационалистическое просвещение праздновало в то время золотой век своего существования, и принципы здравого смысла, полезности и п ...