Вероучительные, канонические и культовые особенности православияСтраница 2
Таким образом, особенности православного вероучения, отличающие его от других христианских конфессий, обнаруживаются не в догматике, а в богословской интерпретации идей, общих для всех течений христианства.
В наибольшей степени это проявляется в православной трактовке сущности человека, его пути к спасению и богопознанию. Согласно этому учению, человек вышел из рук Творца богоподобным не только душевно, но и телесно. В представлении православных богословов плоть отнюдь не является низким началом, противостоящим душе, ее “могилой", как учили гностики. И греховность вовсе не является качеством, искони присущим человеческому естеству, поскольку из этого следовало бы, что никто иной, как Бог, сотворивший человека таким, каков он есть, является в конечном итоге первопричиной греха. А коли так, то за что же тогда Богу наказывать грешников? Творец создал человека свободным в выборе между греховностью и праведностью. И в воле человека было приближаться к Богу, или, наоборот, - удаляться от него. И это отнюдь не противоречит идее всемогущества Бога. Свобода произволения была высшим даром божественной любви, подобно тому, как истинная родительская любовь предполагает доверие к детям, а не мелочную и обременительную опеку над ними.
Однако первый человек не смог распорядиться этой свободой. И следствием первородного греха было удаление человека от Бога, порча его телесной природы, повреждение сил души и помрачение в них “образа Божия". Лишь крестная жертва Христа - вочеловечившегося Логоса - искупила Адамов грех и вернула богоподобие человеческому естеству. Таким образом, нисхождение Бога до человека открывает человеку путь восхождения к Богу: от вочеловечивания Бога к обоживанию человека.
Следуя божественному плану спасения, человек выбирает между грехом и праведностью, а согрешив - между покаянием и закоснением в грехе. Этот выбор он совершает в течение всей своей жизни, т.е. времени, когда его бессмертная душа сопряжена с бренным телом. Душа, будучи невидимой, проявляет себя в деятельности, а возможность деятельности она имеет, лишь обладая плотью. Без телесных органов невозможны ни богоугодные поступки, ни подвиг веры (возможна ли вера без разума, а разум без мозга?). Следовательно, без плоти душа не может обрести спасения. И именно потому, что тело сопричастно душе в деле спасения, и в ней, как и в душе, запечатлен образ божий, праведника в Судный день ожидает не только спасение души, но и телесное воскресение.
Такая трактовка соотношения плотского и духовного начал (их взаимозависимости и взаимообусловленности) нашла свое отражение в том, что в православии не получила широкого распространения практика “умерщвления плоти", наподобие западного флагелланства. С точки зрения восточной церкви, плоть следует обуздывать, но умерщвлять ее - значит вредить собственной душе, ущемлять ее возможности в обретении спасения.
Итак, человек свободен в своем выборе между грехом и праведностью. Но это не значит, что Творец предоставил его самому себе и не печется о своем творении.
Праведника Бог постоянно испытывает на крепость веры, но он же и укрепляет его на этом пути. Оступившегося наказывает, чтобы отвратить от греха еще большего. И лишь не внемлющего предостережениям Бог оставляет вовсе. Тогда человек становится пленником дьявола. И мирское благополучие отъявленного грешника есть зримый знак дьявольского покровительства и его предопределенности к погибели души в Судный день.
Самое популярное:
Способ применения
Для защиты от сестриц-трясовиц, злых лихорадок делали одноименных куколок.
Делали их из щепок, обмотанных лоскутками, обязательно из сношенной одежды. Куколок ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считало ...
Тайные союзы
Система тайных союзов была вообще широко распространена в Северной Америке. Социальная роль их здесь менее ясна, чем, например, в Меланезии; по-видимому, они чаще выполняли консервативную роль охраны племенных традиций. Религиозная же сто ...
Общая оценка роли раннего христианства
Дать общую оценку исторической роли раннего христианства нелегко. Вопрос этот очень сложен. Раннее христианство представляло собой шаг вперед по сравнению с древними культами в том отношении, что оно дало возможность сплотить разноплеменн ...