Христология Никейского СобораСтраница 1
Одной из причин, по которой был созван Никейский Собор в 325 году явилоь урегулирование христологических споров и восстановление доктринального единомыслия в ранней Церкви[45]. Этот Собор должен был вынести решение в ответ на вызванные учением Ария разногласия, который отвергал идею вечного (вневременного) происхождения Сына, отвергая Его Божественность, говоря, что Сын был сотворён из несуществования и не был той же сущности, что и Отец[46]. Христология, сформировавшаяся в борьбе против арианства, выражена в Никейском символе:
«Веруем… в единого господа Иисуса Христа, сына божьего единородного от Отца, т.е. из сущности Отца, Бога от Бога, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено, что в небе и на земле, Который ради нас людей и ради нашего спасения сошел с небес и воплотился, и стал человеком…»[47].
Это вероисповедание выросло из библейского и церковного предания, развивающееся в ходе полемики с новыми вопросами. Вопреки разным спорам, Собор стремился придерживаться новозаветных высказываний о Сыне и подтвердить, что в Нем действует Сам Бог. Поэтому Собор должен был показать, что Христос находится со стороны Бога, а не творений, и что Он не сотворен, а рожден и единосущен Отцу (единосущный можно перевести как «единый по сути» или «консубстанциональный»)[48]. Для Собора было важным показать Божественную природу Иисуса, Который стоит на одной ступени бытия с Отцом, так что тот, кто встречается с Сыном, встречается с Отцом. Поэтому собор не пытался детально рассмотреть, как эта единая Божественная сущность Отца и Сына относится к их различию[49].
Данное на Соборе заявление о единосущности Иисуса Отцу, вскоре приобрело двоякое значение: оно прочно закрепило на интеллектуальном уровне духовную важность Иисуса, но также стало представлять серьёзную угрозу для упрощенных концепций Бога[50]. Если считать Иисуса «состоящим из той же субстанции, что и Бог», тогда придется пересмотреть всю доктрину о Боге в свете этого учения. Именно поэтому историческое развитие доктрины о Троице относится к периоду после достижения в Церкви христологического консенсуса[51].
Несмотря на все старания Никейского собора придерживаться библейского высказывания вопреки всякой философии, особенно, что касается единосущности, он сам начинает говорить на языке философии[52]. Вследствие этого возникли вопросы по поводу человечности Христа[53]. Таким образом, Первый Вселенский (Никейский) собор, разрешая одну проблему, создавал другие, которые мы должны сегодня решать на основе Никейского вероисповедания.[54]
Так всё-таки Никейскому собору (325), удалось урегулировать арианский спор в пользу Божественности Иисуса Христа и далее в Константинопольском соборе (381), на соборах в Ефесе (431), Халкедоне (451), разбиралось и утверждалось наличие Божественности и человечности Иисуса Христа[55]. Первый собор показывает, что догматические формулировки никогда не бывают окончательным разъяснением проблемы, но всегда указывают на начало новых проблем и вопросов из-за догматов истины, требующих нового толкования[56].
[1] В. Каспер Бог Иисуса Христа (Москва: библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005), 236.
[2] Там же.
[3] Там же, 236-237.
[4] Э. Кернс Дорогами Хритианства (Москва: Протестант, 1992), 74.
[5] Х. Гонсалес История Христианства (Санкт-Петербург: Библия для всех, 2001), 62.
[6] Там же, 63.
[7] Б. Хегглунд История Теологии (Санкт-Петербург: Светоч, 2001), 29.
[8] Каспер, 237.
[9] Л. Беркхов История Христианских Доктрин (Санкт-Петербург: Библия для всех, 2000), 49.
[10] Кернс, 76.
[11] С. Санников 20 веков Христианства-1 (Одесса:Богомыслие, 2002), 189.
[12] Беркхов, 66.
[13] С. Дж. Холл Учение и Жизнь Ранней Церкви (Новосибирск: Посох, 2000), 87.
[14] А. Амман Путь Отцов (Москва: Пропилеи, 1994), 39.
[15] Беркхов, 66.
[16] Хегглунд, 35.
Самое популярное:
Ориген
Богословие Оригена было близко с его учителем Климентом[36]. Это один из крупнейших защитников христианского вероучения. Он заложил разграничения между понятием о полной Божественности Отца и меньшей Божественности Сына[37]. Богословие Ор ...
«Теогенезис» - драматический путь человечества к
воссоединению с Абсолютом.
«Теогенезис»
(третья часть Древних Станц «Книги Дзиан», которая не была сообщена Великими Учителями Елене Блаватской).
В июле 1906 года на страницах издания «Храм ремесленников» - официального печатного органа таинственного оккультног ...
Евхаристия.
Таинство евхаристии занимает центральное место в Православной Церкви. Оно составляет главную часть литургии.
Каждая литургия — это повторение Тайной Вечери, на которой Спаситель, оделяя учеников хлебом и вином, назвал их Своими Телом и К ...