К. Маркс
Другой теоретик атеизма племянник главного раввина в городе Трире К. Маркс (1818-1883). Значение атеизма для учения Маркса чрезвычайно велико. К своей философии диалектического и исторического материализма он приходит через атеизм. Однако атеизм в качестве «критики религии», являясь исходным пунктом всего миросозерцания и учения Маркса, получает свое обоснование через само это учение и только таким образом повышается в своем статусе и становится «научным атеизмом». Знакомство с трудами Фейербаха сыграло важную роль в формировании атеистических воззрений Маркса и его сподвижника Ф. Энгельса. Признавая в целом правильным учение Фейербаха о Боге как проекции человеческих чувств, надежд и страхов и дополняя его теориями «фетишизма» и «олицетворения», Маркс и Энгельс, по мере разработки философско-политического учения, находят ошибки в атеистических воззрениях своего предшественника. Основной недостаток они видят в узости антропологического подхода и поэтому считают необходимым выявить социальные и экономические предпосылки возникновения веры в Бога и религии. В созданной Марксом концепции общественно-экономической формации религия рассматривается в качестве одной из форм общественного сознания, «надстройки», которая определяется «базисом» (или экономическими отношениями) и полностью зависит от изменений в нем. Однако Маркс, который считал, что история, вплоть до коммунизма как ее завершения, характеризуется последовательной сменой общественно-экономических формаций (одного базиса другим), не заметил, что религия, в частности христианство, не исчезает со сменой «старого базиса», как должно было бы произойти согласно его теории. Это упущение пытался исправить Энгельс в работе «Людвиг Фейербах .», дополнивший теорию положением об относительной самостоятельности «надстройки», но тем самым был ограничен главный тезис Маркса об определяющей роли «базиса» и все учение приобрело предположительный характер, потеряло ясность и смысл.
Самое популярное:
Основная часть
В истории отчётливо прослеживаются две противоположные группы верований. Первая ищет Бога в мире как основу бытия, как сущность, скрытую за явлениями, как закон необходимости. Вторая понимает Его как идеал свободы, как надмировую благую в ...
Бриллиантов Александр Николаевич
15 августа 1874 г. р., ур. с. Колчино Людиновского района Западной области. Женат. Окончил Калужскую духовную семинарию. Проживал в г. Козельске, ул. Крестьянская, д. 8. Священник Никольской церкви с 1897 года.
18 августа 1930 года был а ...
Основные принципы учения Будды
Однажды, проезжая во время прогулки по городу в окружении танцующих и поющих девушек колеснице, Сиддхартха увидел покрытого болячками больного, сгорбленного годами немощного старца, похоронную процессию и аскета, который окунулся в думы. ...