Церковное краеведениеСтраница 2
Наиболее распространенными (72,4 %) среди церковно-краеведческих библиографических изданий оказываются указатели содержания, прежде всего местных епархиальных ведомостей. Это неудивительно. Епархиальные ведомости издавались практически во всех епархиях. По идее их создателей, они должны были стать летописями местной церковной жизни.
Отношение к епархиальным ведомостям как к ценному краеведческому источнику стимулировало создание указателей содержания официальной и неофициальной части ведомостей. Поэтому такие предметные справочники, как указатель к «Новгородским епархиальным ведомостям», хотя и создавались для удовлетворения практических потребностей духовенства, активно использовались церковными краеведами. Епархиальные ведомости часто выступали организациями краеведческих исследований, публиковали на своих страницах программы краеведческого изучения епархий в различных отношениях, исследования членов церковно-краеведческих организаций. Любая работа по местной церковной истории начиналась с выявления материалов этого направления, опубликованных в епархиальных ведомостях. В результате на страницах епархиальных ведомостей появился ряд указателей «исторических, археологических и этнографических статей». Некоторые из них были подготовительным этапом в создании универсального краеведческого указателя, например «Материалов для библиографии Тамбовской губернии» (Вып. 1, Тамбов, 1990) А.Щеголева.
Значительная доля персональных и библиографических указателей (24,1%). В рамках церковного краеведения персональные пособия сформировались под влиянием некрологов и юбилейных статей лиц духовного звания. Эти материалы содержат библиографическую информацию о трудах умершего или юбиляра и литературу о нем. Образцом может служить «Перечень сочинений покойного протоирея А.И.Сулоцкого», составленный им самим и приложенный к «Авторской исповеди», опубликованной в качестве его некролога. Понимая, что его труды по церковной истории Сибири могут послужить источником будущему исследователю, А.И.Сулоцкий представил в списке около 100 названий книг и статей из журналов и газет 1852-1881 гг., расположенных тематически.
Персональные указатели, как правило, посвящались местным святым и архиереям. Воссоздание их биографий церковные краеведы считали важным направлением изучения истории епархий. В предисловии к «Указателю о преподобном Трифоне и основных им монастырях» мотивировались принципы отбора материалов для подобных указателей. Все источники о жизни Святого Трифона разделены на пять групп: 1) жития; 2) архивные документы, связанные с жизнью и деятельностью святого; 3) современные литературные обработки житий; 4) исследования жизни и деятельности преподобного Трифона и отдельных ее эпизодов; 5) краткие отрывочные замечания, которые можно встретить попутно в литературе о других предметах, литературе по истории монастырей, основанных Трифоном.
Наиболее полно вопросы методики составления персональных указателей местных архиереев нашли отражение в работе, посвященной саратовскому архипастырю Иакову (Вечеркову). Этот обширный библиографический труд, составленный А.А.Лебедевым, был опубликован сначала в «Саратовском духовном вестнике» в 1907 году, а затем отдельным изданием под названием «Материалы для истории Саратовской епархии». Работа содержит несколько библиографических списков, в предисловиях к каждому из которых описываются методические приемы их составления. Так, в «Библиографический указатель изданных трудов преосвященного Иакова» составитель включает не только труды самого Иакова, но и приписываемые ему, оговаривая это в аннотациях. «Библиографический указатель литературы о преосвященном Иакове» - самая объемная часть работы. В нем 213 записей расположенных в хронологическом порядке. Отражены статьи, полностью посвящённые Иакову и содержащие отдельные упоминания о нём.
Кроме персональных указателей, источниками по церковному краеведению выступают сборники биографий архиереев. Кроме исторических сведений о жизни и деятельности преосвященных эти издания, как правило, сообщали и библиографические сведения о печатных или рукописных трудах архиереев, литературе о них. Наличие библиографии увеличило ценность сборников.
Ещё одним источником для церковно – краеведческой библиографии выступают истории духовных учебных заведений. В этих изданиях имеются списки преподавателей и воспитанников. Количество библиографических сведений в них может быть различным: от случайных упоминаний только в некоторых персональных рубриках до достаточно полных списков печатных трудов преподавателей или выпускников.
Самое популярное:
Роль этических представлений при решении проблем секса и репродукции
Очевидно, что люди основывают свои решения в области секса не только на религиозных взглядах, но и на множестве иных соображений. Например, некоторые решения определяются главным образом личными вкусами и предпочтениями. Человек может сп ...
Боги и герои в мифологии греков, особенности древнегреческих культов
На более высоком, чем тотемизм и фетишизм, уровне развития религиозного мышления человек мыслит божество как самого себя - об этом писал древнегреческий философ Ксенофан Колофонский. Воображаемые люди, созданные фантазией реального челове ...
Психологическое содержание религиозных представлений
В любые эпохи религиозные представления в той или иной мере проникают во все другие формы общественного сознания — в обыденное сознание, искусство, этику, право, философию. Что касается психологической значимости религиозных представлений ...