Богомильство в эпоху 2 болгарского царства
Распространение богомильства в этот период относится к правлению царя Колояна. Причиной тому служит объединение севера и юга, где и находились главные очаги богомильского течения. В период правления Колояна отношения богомильства с властью складываются весьма успешно. И хотя мы не имеем точных сведений об отношении царя к этому течению, однако можно с уверенностью предположить, что отношение было равнодушным. В это время государственная церковь не играет главенствующей роли, Колоян пытается привлечь на свою сторону все антивизантийски настроенные группировки и не препятствует еретическим течениям. Всё это дает возможность распространиться богомильству на север страны. Однако отношение с властью меняется с приходом на престол царя Борила. Царствование Борила, отмечено консолидацией сил светских и церковных феодалов Болгарии и усилением эксплуатации широких слоев крестьянства, было крайне благоприятным для возрождения богомильства и для превращения его в мощное движение социального протеста с ясно выраженными антицерковными и антигосударственными тенденциями. Вновь возникли предпосылки, некогда, в эпоху Симеона и Петра, вызвавшие к жизни широкое народное движение.
Ярким свидетельством роста богомильского движения в то время и его влияния на народные массы является "Синодик Борила", составленный по распоряжению царя в 1211 году. Длинный перечень сектантов и их приверженцев, которые были преданы анафеме, свидетельствует о том характере, который носило в этот период богомильство, о степени его революционности и сходства с богомильством времен царя Петра и пресвитера Козьмы. Богомилы перестают выступать против Византии и вновь выступают против болгарской церкви и правительства, возглавляемого царем. Еретики, которые некогда готовы были описывать царствование Симеона и Петра в самых радужных красках и представлять его некиим золотым веком, теперь сходятся на тайные ночные собрания, готовят покушения на царя, пытаются насильственно захватить владения церкви, приобретенные ею в результате дарений. Словом, богомильство, каким его рисует "Синодик Борила", снова выступает в качестве движения социального протеста, направленного против царской власти, против всего привилегированного класса светских и духовных феодалов. Исторические условия, в силу которых богомилы некогда активнее, чем кто-либо другой, выступили против византийской тирании, теперь изменились. Теперь перед богомилами был иной враг, вышедший из среды самих болгар; против этого врага нужно было в первую очередь обратить оружие. Во имя социальной справедливости и равенства болгары вновь должны были выступить против болгар. Богомильское движение, исполненное духа непримиримой борьбы против церкви и государства, не могло, разумеется, оставаться незамеченным в царствование Борила. Новый правитель, незаконно захвативший власть, чувствовал, что смелые проповеди еретиков подрывают устои его власти и что слухи о ночных собраниях, о готовящихся на царя покушениях, о стремлении богомилов захватить имущество церкви и т.п. - это не пустые слухи. Борил прекрасно сознавал, что богомилы, защитники обездоленного народа, - это опасный враг, и поспешил, поэтому принять самые крутые меры, чтобы положить конец их деятельности. С этой целью 11 февраля 1211 года был созван собор в Тырнове. С этого момента вновь начинается ожесточенная борьба между государством и богомильством.
Самое популярное:
Ранние сохранившиеся рукописи Корана. Начальное
развитие текста
Сохранилось немало ранних рукописей Корана (созданных приблизительно через сто пятьдесят лет после смерти Мухаммада), но ни одну из них нельзя считать законченной по форме. Некоторое число списков дошло до нас в неповрежденном виде, но ес ...
Начало истории старообрядческого раскола
Главари упорной оппозиции после собора 1667 года были сосланы в северо-печорский край, в так называемый Пустозерский Острог. Туда сослали протопопов Аввакума и Лазаря, дьякона Федора и инока Епифания. Условия ссылки были патриархальными, ...
Скандал вокруг фильма Код да Винчи
В этом фильме образ Иисуса Христа (мир с ним) представлен не так, как представляют его себе христианские церкви - Иисус был женат на Марии Магдалине и имел детей, а также не был распят. Но если повнимательнее ознакомиться с христианской и ...