Принципы православной педагогикиСтраница 1
1. При построении системы педагогики, отвечающий духу Православия, мы должны стремиться использовать все богатство педагогических идей. Мы ищем органического синтеза всего ценного, что имеется в современной педагогике.
2. Современная педагогика при всем богатстве ее творческих исканий скованна узкими рамками педагогического натурализма, отвергающего участие высшего мира в развитии человека. Необходимо освободиться от педагогического натурализма не только в понимании путей, но и в формулировке его целей. Воспитание не может проходить мимо этого, не может отодвинуть в сторону участие в вечной жизни. Этим определяется существенно религиозная основа воспитания в целом.
3. Духовное начало в человеке есть корень и источник индивидуальности в человеке, источник его неповторимости во всей живой целостности состава человека. Все это может быть понято правильно лишь при учении христианской антропологии об образе Божием в человеке.
4. Образ Божий в человеке не есть его природа, но он входит в его природу и дает ей то начало личности, которого в товарном мире вне человека нет. Начало личности становится центром человеческой природы, в которой в силу этого все личностно, т.е. все восходит к духовному средоточию в человеке.
5. Цель воспитания в свете Православия есть помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное восполнение, находимое в церкви, помощь в раскрытии образа Божия. Иначе это может быть формулировано как раскрытие пути вечной жизни, как приобщение к вечной жизни и жизни эмпирической.
6. Развитие эмпирической личности в ребенке. Это развитие, осмысляемое в свете учения о духовном начале, иерархически связывающем все в человеке, должно служить цели спасения личности через освящение и преображение эмпирического естества.
7. Принцип всецелой личности в человеке позволяет формировать задачу воспитания ребенка как раскрытие его личности – но не в линиях так называемого гармонического развития естества, а в линиях внутренней иерархичности в человеке.
8. Физическое воспитание не только оправдано, но и необходимо; даже больше оно священно как устроение жизни тела. Этот принцип дает основание для правильного понимания проблем физического воспитания в частности, устанавливает значение и границы спорта и иных форм физического воспитания.
9. Психическое развитие должно быть свободно от порождения тех тяжелых конфликтов, под бременем которых так страдает современный человек. Здесь с особенной силой выступает проблема воспитания дара свободы; послушание авторитету, могущее при правильном истолковании последнего быть проводником духовного здоровья.
10. Развитие характера как совокупности сил творческого социального осуществимого действования, как психофизической крепости, самообладания и жизненного творчества имеет, как и все в эмпирических задачах воспитания, инструментальное значение.
11. Вся проблема дисциплины в воспитании должна быть связана с учением об опосредствующей функции поведения и всей эмпирической жизни во внутреннем развитии человека. Существенный смысл дисциплины как частного выражения того, что нам дано вести детей и помогать им, заключается в развитии дара свободы, в постепенном освобождении духовных сил ребенка от плена случайных поверхностных его порывов.
12. Проблемы сексуального воспитания получают в воспитании эмпирической личности чрезвычайно серьезное значение. Если неверно видеть в начале пола источник духовной неустроенности человека, если бесспорно, что сублимация энергии пола расширяет творческие возможности человека, то все же данные современной психопатологии убеждают в том, устроение сферы пола имеет особо важное значение для эмпирического и духовного здоровья личности.
13. Социальное воспитание должно быть связано с идеей Церкви как благодатной соборности. Точно также и национальное воспитание, углубляя и одухотворяя связь личности с родным народом, должно быть связано с идеей сверхнационального единства перед Богом, не могущего быть зачеркнутым никакими историческими конфликтами во взаимоотношениях разных национальностей.
Самое популярное:
Практические аспекты. Проблемы опекаемого
По сути, в основном, все жизненные ситуации, которые помещают человека в состояние нужды, являются следствием духовных проблем. Обусловлены они нарушениями в трех главных типах отношений: отношение к Богу, отношение к самому себе и отноше ...
Религия древних кельтов
Доходя подчас до мистицизма, религия прочно держала сознание всех верующих и делала их гибким материалом в руках правящих слоёв. Она дала ростки во всевозможные культы, обряды, обычаи, традиции, мифы и эпос.
Основные положения о боге мож ...
Захаровский Василий Александрович
1889 г. р., ур. г. Москвы, окончил Калужскую сельскохозяйственную школу. Проживал в с. Сажино Сажинского сельсовета Спас-Деменского района Западной области. Служил псаломщиком Сажинской церкви. Женат. Имел 4 детей. В 1930 г. был раскулаче ...