Нехристианская ЕвропаСтраница 1
В данной работе мы попытаемся представить себе мир без христианства. На такую идею натолкнула дилогия отечественного фантаста С. Лукьяненко «Искатели неба», состоящая из двух частей: «Холодные берега» и «Близится утро».[2] Насколько прав автор в изображении нехристианской Европы?
Разумеется, чем раньше делается историческая развилка, тем сложнее автору описать достоверный, внутренне непротиворечивый мир. Сергей Лукьяненко это испытание выдержал, и его «альтернативная религия» на самом деле является своего рода «доказательством от противного». Однако построения его все-таки неисторичны, ведь автор – литератор. А если обратиться к проблеме с научной точки зрения? Могла ли существовать нехристианская Европа в реальности?
Мы попытаемся с исторической точки зрения рассмотреть ситуацию, в которой христианская культура не существовала бы. Хотя, оговоримся, для этого нужно было бы принять за аксиому случайность возникновения христианства, а это невозможно ни с религиозной, ни с исторической точки зрения.
Но вот, скажем, можно было бы предположить раннюю гибель новой религии вследствие усиленных римских репрессий и других обстоятельств. Это кажется вполне логичным если не с религиозной точки зрения (ведь с позиции христианина победа христианства была обусловлена и правильностью веры, и мужественностью первых святых), но, по крайней мере, с исторической. Римские императоры вполне могли задушить христианство в зародыше, а если бы на престол не взошел, к примеру Константин (что в условиях борьбы за римский трон и интриг было вполне вероятным), вероятность победы христианства намного упала бы.
Что представлял бы собой мир, не знающий христианской культуры как таковой?
Барри С. Страус[3] высказывает предположение, что в случае, если бы христианство не смогло бы противостоять внешней агрессии, в Европе прочно утвердился бы ислам. Последствия были бы весьма широки и неоднозначны. Правда, развилку исследователь поднимает до битвы при Пуатье, однако нам кажется, что если бы христианство исчезло еще в первые века нашей эры, то ислам в любом случае охватил бы Европу: как показывает история, мировая религия имеет тенденцию к расширению за счет языческих, политеистических культов, а успешно противостоять одной мировой религии может только другая мировая религия.
Так христианство противостояло исламу, пытавшемуся вторгнуться в Европу с двух точек: с востока – через Балканы, и с Запада – через Пиренеи. Однако если бы языческий Рим одержал над христианством победу, противопоставить исламу было бы нечего.
На наш взгляд, мнение составителя сборника «А что, если бы? Альтернативная история»,[4] в комментариях к статье Б. С. Страуса саркастически вопрошающего «Не очень понятно, зачем вообще мусульманам тащиться в унылую Европу, где и климат похуже, и богатств поменьше, чем в землях халифата», кажется по меньшей мере странным. Ведь и Халифат, и Османы все равно пытались завоевать Европу на протяжении многих веков! К тому же комментатор сам и отвечает: «Ладно, решим, что это был великий поход во славу истинной веры».[5] Думается, что завоевание Европы исламом было вполне реальным.
Какой же могла бы стать мусульманская Западная Европа – Аль-Андалус, государство, простершееся от Гибралтара до Скандинавии и от Ирландии до Вислы?
Нети сомнений, что в условиях политического господства последователей Мухаммеда их религия скорее всего была бы принята большинством европейцев, как это случилось в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Или другая аналогия: как это случилось с христианизировавшейся (рано или поздно, Скандинавия, к примеру, только в XI – XIII вв.) Европой. В рассматриваемой альтернативе Европа просто исламизировалась бы.
Но христианство не распространялось бы им за океан. Если бы в 1492 г. европейские корабли отплыли за Атлантику, то их осенял бы не крест, а полумесяц. Вопрос в другом – а мог бы быть мусульманский Колумб? Но почему нет? Возможно, и раньше 1453 года – ведь исламу не мешали бы постоянные войны в рамках джихада/газавата, а мусульмане уже в правление Омейядов (632 – 750 гг.) держали в руках средиземноморскую торговлю и контролировали Индийский океан до прихода португальцев. «В описанных нами условиях они наверняка бы с энтузиазмом принялись бы осваивать Новый Свет», считает – Б. С. Страус.[6] Вероятно, он прав, считая, что коренные жители обеих Америк превратились бы «в настоящих европейцев – то есть мусульман».[7]
А это значит, что современных нам Соединенных Штатов Америки, основывающихся на протестантской этике, не существовало бы в принципе. Мало того: самого капиталистического мироощущения, которое мы считаем сейчас совершенно естественным, также не могло бы быть: ведь протестантизм, возникший в XVI в. как ересь, вырос на корнях христианства и является его ветвью.
А купеческо-торговое развитие Халифата все-таки существенно отличается от описанного еще Вебером европейского капитализма.
Самое популярное:
Колдуны, шаманы и др.
Соответственно более сложному общественному строю меланезийцев, у них уже выделились профессионалы в области культа — колдуны разных специальностей, гадатели, вызыватели духов и пр. Например, на Тробриандовых островах, как сообщает Б. Мал ...
Мана
Магическая практика связана у меланезийцев с верой в таинственную безличную силу мана. Это широко распространенное у народов Океании понятие с некоторых пор стало хорошо известно ученым всех стран, и о нем существует целая литература.
Вп ...
Сущность направлений в исламе. Северо-Кавказский ваххабизм. Общие черты
мусульманского вероучения.
Догматика мусульманства довольно проста. В основе всего лежит вера в Аллаха - единого Бога. Каждая сура Корана начинается словами «Во имя Аллаха милостивого, милосердного .». Аллах судит людей, он строг, милостив, но самое главное - все ...