Развитие духовного образования в Воронежской епархии в конце XVII – XVIII
вв.Страница 5
В том же 1765 г. епископ попытался возродить существовавшую в 1730-е гг. школу в Острогожске, но с более высоким статусом. Он устроил семинарию , которая и «действительно начало свое восприняла, токмо еще училищных покоев не построено…» Для сбора «доброхотных подаяний» по городам и уездам епархии были отправлены нарочные из священников и дьяконов. Однако в 1766 г. учитель с канцеляристом распустили всех 14 учеников, школа закрылась,24 воспитанников же перевели в Воронежскую Семинарию.
Архипастырь основал также малое духовное училище в Ельце. Причина учреждения озвучена самим святителем так: «Сия школа понеже рад легкости (т.е. обеспеченности – Н.К.) отцов учеников в той школе обучающихся учреждена…»
В свое время донские казаки просили освободить своих священников от обязанности посылать детей в Семинарию. Под давлением высшего государственного учреждения страны – Сената, Синод вынужден был сделать соответствующее указание епископу Феофилакту. В то же время в 1747 г. дискутировался вопрос об учреждении Духовной Семинарии в центре Войска Донского г. Черкасске на содержание казаков для обучения детей местного духовенства.25 По ходатайству Тихона I эта Семинария была открыта.
Для новых учебных заведений Святитель выписал «ученых людей» из Киевской Духовной Академии. В 1765 г. в Воронеж прибыли два учителя – богослов П.Ф. Лубяновский и философ И.П. Коростовцев. И хотя оба были определены в Елецкую школу, философ вскоре начал преподавать в Воронежской Семинарии. Также Святитель Тихон предписал, чтобы духовенство, обучив своих детей начаткам знаний, представляло их в возрасте 10 лет в духовные правления для последующего отбора в школу.26
При епископе Тихоне II (Якубовском) (1767 – 1775) Семинария пришла в упадок, по всей видимости, был закрыт высший класс риторики, 27 которым тогда и заканчивалось в ней обучение. Это тем более странно, ибо архиерей был весьма образованным человеком, закончил Киевскую Духовную Академию, исправлял должность ректора Ярославской Духовной Семинарии. В то же время при Тихоне II продолжала существовать Семинария в Черкасске. В 1768 г. в ней обучалось 19 человек, она «больше напоминала школу грамотности и постепенно клонилась к упадку».28
Дальнейшее развитие Воронежской Семинарии связано с именем епископа Тихона III (Ступишина-Малинина) (1775 – 1787). В ней стали преподаваться немецкий и французский языки, увеличилось финансирование, открылись высшие философский (1777 г.) и богословский (1779 г.) классы. В 1775 г. была учреждена должность «надзирателя» Семинарии (с 1793 г. – ректор). В 1780 г. состоялся первый выпуск студентов, окончивших полный учебный курс. Больше внимания начинает уделяться проповеднической миссии приходского духовенства. В 1779 г. прекратила существование семинария в Черкасске, поскольку донское духовенство перестало отчислять средства на ее содержание. Короткое время просуществовали и духовные училища для детей донского духовенства, устроенные при Предтечеве-Донецком и Успенском Донецком монастырях.29
В 1785 г. в Воронеже в силу Жалованной грамоты городам было создано Народное училище. Закон Божий преподавал в нем коллежский протоколист Петр Станиславский, а российской грамоте обучал студент семинарии Филипп Бельский. 22 сентября 1786 г. на базе училища открылось Главное народное училище, в программе которого значились «Пространный катехизис» и некоторые другие богословские предметы.30 В том же 1786 г. открылось Малое народное училище в Острогожске, преподавателем которого был воспитанник Харьковской Семинарии Г. Прокопович. В 1796 г. в училище обучалось 36 человек, в 1802 г. – 62.31
При епископах Иннокентии (Полянском) и Мефодии (Смирнове) Воронежская Духовная Семинария продолжала развиваться. Ее библиотека стала одной из лучших, открылись новые классы (словесный, нотный, рисования, уставный), сложился устойчивый преподавательский коллектив, префектом Семинарии был назначен Е.А. Болховитинов, сыгравший огромную роль в ее развитии в 1790-е гг.32 повысилось качество образования, стимулировалась творческая активность студентов. В 1793 г. в Москве был напечатан переведенный с французского языка труд «Волтеровы заблуждения…». Общим редактором выступил сам Е.А. Болховитинов, а непосредственные переводчики – 3 учителя и 5 наиболее талантливых студентов Семинарии – получили каждый в награду по экземпляру этой книги без переплета.33
Самое популярное:
Скальпирование
В числе военных обрядов и обычаев индейцев наиболее известен обычаи добывания скальпов (скальпирование). Есть обывательское мнение, что обычай скальпирования существовал у всех индейцев Америки. Однако исследование немецкого ученого Г. Фр ...
О смысле жизни.
Стремление каждого человека понять себя, оценить сделанное, осознать его смысл и определить новые цели, задачи, найти соответствующие ценностные ориентиры в жизни – вполне естественно. Но за кажущейся простотой решения этих вопросов кроют ...
Сексуальность
Будда не осуждал сексуальное влечение, но указывал, что к нему можно относиться по-разному:
- мы можем зависеть от нашей сексуальности в той мере, в какой она даёт нам праведное земное удовольствие и счастье; при этом оба, и мужчина и же ...