ВведениеСтраница 1
Актуальность исследования. Хорошо известно, что раскол русской церкви в середине XVII в., разделивший великорусское население на две антагонистические группы, старообрядцев и новообрядцев, — может быть, одно из самых трагических событий в русской истории, и, несомненно, самое трагическое событие в истории русской церкви — был вызван не собственно догматическими, но семиотическими и филологическими разногласиями. Можно сказать, что в основе раскола лежит культурный конфликт, но необходимо при этом оговориться, что культурные — в частности, семиотические и филологические — разногласия воспринимались, в сущности, как разногласия богословские.
Проблема – это недостаточная степень разработанности темы создает пробел не только в вопросе изучения церковного раскола в истории в 17 веке, но и в русской культуре в 17 веке, что требует более глубокого анализа.
Целью данной работы является место церковного раскола в истории и в русской культуре в 17 веке.
Объект – развитие истории и русской культуры в период церковного раскола в 17 веке.
Предмет – церковный раскол в истории и в русской культуре 17 века.
Гипотеза – раскол произошел в тот момент, когда страна столкнулась с проблемой выработки к культурным связям с Европой.
Задачи работы:
Определить значение Патриаршего Периода (1586-1700) в истории и в русской культуре в 17 веке.
Уточнить причины церковного раскола и его результаты.
Представить сравнительную характеристику личностей Святейшего Патриарха Никона и протопопа Аввакума.
Проследить влияние церковного раскола на русскую культуру в 17 веке.
Методологической основой дипломной работы являются принцип историзма, позволяющий рассматривать исторические явления во всем их многообразии и конкретно-исторических условиях их возникновения и развития, принципы объективности и научной достоверности.
Так, обращение к истории церкви А.В. Карташева имело под собой догматическое основание. Халкидонский вопрос о богочеловечности Христа, утверждающий соединение в нем «неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо» божественной и человеческой природы[1], стал отправным положением, из которого выводились историком и гносеологические и онтологические принципы изучения церкви. Определенные им два начала, которым нужно следовать в богословской науке, — «начало статическое: — данность апостольского залога веры, хранимого в предании церкви, и начато динамическое: — раскрытие, развитие, многообразные жизненные воплощения и приложения самого же церковного этого залога веры под водительством Духа Святого, «наставляющего ее на всякую истину». (Иоанн. 16.13)"[2], — оказались вполне применимы и в изучении истории церкви. Отправляясь от нее, Карташев приходил к обоснованию и возможности, и необходимости историко-критического рассмотрения прошлого церкви. Историко-критический подход был не только продолжением традиции В.В. Болотова, Е.Е. Голубинского, А.П. Доброклонского[3], но и ответом на потребность «обновленного решения вопроса о христианском смысле земной истории человечества и в частности национальных форм его жизни»[4]. Критическое рассмотрение материала при этом означало прежде всего использование современной научной методики и техники установления фактов[5].
Методы исследования. Среди исторических методов первостепенную роль в нашем анализе играют историко-генетический и историко-системный методы. Первый дает возможность последовательно раскрыть характер и изменения церковного раскола в истории и русской культуре 17 века, рассмотреть причинно-следственные связи и закономерности исторического развития этого явления. Второй позволяет рассматривать данное явление в ее единстве и целостности.
Самое популярное:
Значение религии для общества
Начало XXI в. ознаменовался ростом интереса к религиям, усилением их влияния на жизнь людей, обществ, государств, на политику и межнациональные отношения. Большое влияние оказывают традиционные религии: православие, католицизм, ислам и т. ...
Станца IV
1. Дикий Белый Бык покрыл Большую Красную Корову. Одним исторгающим усилием она родила Белого Телёнка женского рода.
2. По обеим сторонам головы её выросло по одному Золотому Рогу, а посредине неожиданно вырос Рог с Бриллиантовым Наконеч ...
Основная часть
В истории отчётливо прослеживаются две противоположные группы верований. Первая ищет Бога в мире как основу бытия, как сущность, скрытую за явлениями, как закон необходимости. Вторая понимает Его как идеал свободы, как надмировую благую в ...