Роль и место ислама в общественно-политической жизни ПакистанаСтраница 5
После начала антитеррористических действий в Афганистане обстановка в Пакистане сделалась крайне напряженной. В крупных городах страны – Карачи, Равалпинди, Лахоре, Пешаваре – проходили массовые демонстрации протеста. Из пуштунских районов тысячи добровольцев уходили помогать талибам. В некоторых местах исламо-радикалы устанавливали свое правление. Многие эксперты говорили о возможности захвата исламистами власти в Пакистане, а значит – и ядерного оружия.
В стране усилилась террористическая деятельность исламистских военизированных организаций. Причем если раньше это были суннитско-шиитские столкновения, то теперь террор был направлен против культовых учреждений и представителей других религий (католической, протестантской и т.д.), другими словами, против недружественных Пакистану стран (США, Англия, Франция), где эти религии преобладают. Прежняя напряженность между суннитами и шиитами существенно ослабла. Проявлением этого стало создание единого блока основных исламистских партий «Муттахидамаджлис-и-амаль» (Объединенный совет действия»), в который вошла крупнейшая шиитская организация «Миллат-и-джафария Пакистан» («Общество джафаристов Пакистана»). Таким образом, подъем исламизма в Пакистане сопровождался и его внутренним укреплением, заметным преодолением межкастовых противостояний.
С осени 2001 г. серьезно активизировалась деятельность исламистских боевиков и за рубежами своей страны, прежде всего в Кашмире. Этому содействовала, помимо прочих причин, ориентация всех пакистанских исламистских организаций после «потери» Афганистана на борьбу в этой стране. Участились теракты в Кашмире. Дважды нападению подверглось Законодательное собрание штата. 13 декабря вооруженные боевики штурмовали здание индийского парламента в Дели. В январе 2002 г. нападению подвергся американский культурный центр в Калькутте. Все это привело к резкому обострению пакистано-индийских отношений, поставившему обе страны на грань войны.
Пакистанское правительство приняло экстренные меры. Полиция и войска «утихомирили улицу». Были запрещены пять наиболее радикальных организаций, а их лидеры арестованы и некоторые из них приговорены к различным тюремным срокам. Власти задержали свыше двух тысяч активистов этих организаций и закрыли 600 их штаб-квартир. Объявлено о взятии под государственный контроль нескольких тысяч религиозных школ-медресе с тем, чтобы из рассадника исламского экстремизма превратить их в обычные учебные заведения. В определенной степени контроль был установлен и над мечетями.
Активизировалась работа по ослаблению позиций традиционалистов в высшем комсоставе армии. Причем, чтобы не вызвать недовольства военных, делалось это очень тонко и в разнообразных формах. Наиболее опасный генерал Махмуд Ахмад, возглавлявший ОВР, был уволен в отставку. Другой генерал – Мухаммад Азиз – был не только оставлен в армии, но и переведен на более высокий пост – с командира корпуса на пост председателя Объединенного комитета начальников штабов трех родов войск. Однако этот пост во многом носит церемониальный характер и не дает его обладателю реальной власти, прежде всего в принятии политических решений. Только узкий круг военачальников, состоящий из комкоров, был при П.Мушаррафе подлинно высшим государственно-политическим органом страны. К тому же генерал Азиз до своего «повышения» командовал войсками, расположенными в Пенджабе, т.е. в условиях военного времени был полновластным хозяином в этой самой большой и богатой провинции Пакистана. Еще более изощренным было ослабление генерала Музаффара Усмани, который занимал реально важный пост заместителя начальника штаба армии, т.е. самого П.Мушаррафа (тем более, что став президентом страны, Мушарраф был вынужден возложить на своего заместителя более широкий круг обязанностей). В ходе перестановки высших военных кадров генерал М.Усмани остался на своем посту, но потерял реальную власть, поскольку был создан новый пост первого заместителя председателя штаба армии, которому и перешли все прежние функции М.Усмани. На этот пост был назначен известный своими либеральными взглядами генерал Мухаммад Юсуф12.
Самое популярное:
Родовые формы культа
Материнско-родовой строй представлял собой основу общественного устройства большинства народов Северной Америки, и это известным образом отразилось в религии.
Л. Морган, когда характеризовал родовой строй ирокезов и других племен, писал ...
Методы вербовки
Среди опасностей, подстерегающих молодежь, следует рассмотреть религиозные тоталитарные секты. Они вовлекают молодых, используются технологии сетевых организаций и опираясь на мощную материальную базу (обычно зарубежную). Их служители про ...
Источники вероучения
Основные идеи и принципы Мухаммеда зафиксированы в Коране, основном источнике мусульманского вероучения. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство Джебраила (библейского архан ...