Браки с иноверцами в России до 1918 годаСтраница 2
В народе отношение к католикам было спокойным, большинство понимало, что они «такие же христиане».
Православные и лютеране
В России Евангелическо-лютеранская церковь существует с 1576 г., когда в Москве была открыта первая лютеранская часовня. К 1917 году церковь объединяла уже более семи миллионов лютеран и реформатов. Российские государи поначалу благоволили к лютеранам и разрешали им открыто демонстрировать свою веру, чего не разрешалось католикам.
В 1832 г. лютеранская церковь получила официальное признание государства и была зарегистрирована как «Евангелическо-Лютеранская церковь в России». По данным статистики за 1904 г., Евангелическо-Лютеранская церковь имела 287 храмов и окормляла более миллиона человек. При этом она жёстко контролировалась государством. Государь Император считался епископом Лютеранской церкви, т. е. высшим блюстителем порядка и дисциплины. Он рассматривал и утверждал не только общие организационные вопросы, но и такие проблемы, как внесение изменений в порядок богослужения, снятие сана с пастора и даже вопросы веры. Смертная казнь за переход из православия в другую веру была отменена только в 1905 г. Поэтому неудивительно, что Лютеранская церковь в России оставалась моноэтнической и подразделялась на немецкую, финскую, шведскую и эстонскую общины.
Евреи и православные
Российское правительство (и слитая с государством Православная церковь) долгое время вело политику насильственной христианизации евреев. Крещеные евреи носили название «выкресты». Переход в христианство снимал с крестившегося еврея большую часть государственных ограничений, поэтому в конце XIX — нач. ХХ вв., когда религиозная принадлежность к иудаизму уже не отождествлялась жёстко с национальной принадлежностью, количество перешедших стало сильно увеличиваться. В России евреи нередко принимали лютеранскую веру. По российскому законодательству разрешался брак между иудеями и лютеранами без перемены веры. В семьях смешанных из детей, как правило, крестились сыновья, если христианином был отец, и дочери, если христианкой была мать.
Мусульмане и православные
Непрерывное расширение территории Российского государства, включение в его состав Поволжья, Приуралья, Сибири, Крыма, части Польши, Кавказа, Туркестана сделали российскоподданными многочисленные народы, исторической верой которых был ислам. К концу XIX в. по материалам первой Всеобщей переписи населения из 130 млн. человек населения России примерно 14 млн. составляли российские мусульмане. Подавляющее большинство их было суннитами, лишь на Кавказе и на Памире (совр. Таджикистан) часть мусульман придерживалась шиитского толка Ислама.
В отношении мусульманского населения страны в целом действовало общегражданское право, но в сфере брачных и семейно-наследственных вопросов признавалось также действие мусульманского права (шариата). На Кавказе и в Средней Азии также сохраняли свои позиции обычное право (адат) и действовавшие на его основе народные суды. Однако в 60-х гг. XIX в. в результате судебно-юридической реформы обычное право было кодифицировано и несколько модернизировано.
Православная церковь довольно поздно начала официальную христианизацию мусульман. С 1887 г. стали проводиться миссионерские съезды. Одним из наиболее важных съездов, посвященных проблеме действия православной миссии среди мусульманского населения, был миссионерский съезд в Казани, проходивший с 18 по 26 июня 1910 г.
Самое популярное:
Церковь единения
Интересно происхождение чисто корейского культа, известного под названием Церкви единения (или соединения). Ее основателем является кореец Сан Мьюнг Мун, который, хотя формально не объявляет себя последним мессией, но всячески показывает, ...
Богослужение
Главное христианское богослужение – литургия. Ее смысловым центром является таинство евхаристии, в которой Христос пре6дстает в двойном аспекте – как Бог, которому возносится жертва, и как жертва приносимая за грехи мира. Христианин, прич ...
Пережитки фетишизма древнегреческих культов в современном мире
Фетишизм, начиная с де Бросса, долгое время считали самой низшей и первобытной формой религии; но это воззрение явилось лишь результатом неверного представления о фетише, как о мертвом объекте, поклонение которому могло иметь место только ...