Киево-Печерская
ЛавраСтраница 4
Возрождение монашеской жизни в Киево-Печерской Лавре началось в июне 1988 года, когда в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси новосозданной общине была передана территория Дальних пещер со всеми наземными строениями, а два года спустя в лоно Церкви вернулись и Ближние пещеры.
С 1990 года Киево-Печерская Лавра входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. На ее территории находятся 122 памятника архитектуры. Территория Лавры разделена на две части — Верхнюю и Нижнюю. Верхнюю часть занимает Национальный историко-культурный заповедник, в Нижней находится собственно монастырь.
Четырехстопный крестовокупольный храм освящен в 1108 году на средства черниговского князя Святослава Давидовича, который принял постриг и стал известным как монах Святоша. Сооружение сохранило свой первоначальный вид. Крепостные каменные стены, которые прилегают к церкви, заложены в XII веке. Основным строительным материалом для этой церкви, как и для других ранних монастырских построек, были квадратный тонкий кирпич-плинфа и камень. Своей конструкцией, стройными изящными формами храм напоминал Благовещенскую церковь над Золотыми воротами «града Ярослава». Венчал сооружение купол полусферической формы, покрытый свинцом. На рубеже XVII и XVIII веков появился новый грушеподобный купол, с северной стороны вместо деревянной колокольни была возведена каменная пристройка со ступенями, которые ведут в церковь, а плоскости стен и оконные проемы снабдили лепным растительным орнаментом. Храм приобрел новые архитектурные формы, характерные для украинского барокко. Экстерьер церкви часто обновлялся. Ученики лаврской живописной школы в середине XVIII века украсили стены и своды церкви чудесными росписями на библейские темы (в стиле, опять же, барокко). Изящный позолоченный иконостас — также произведение лаврских мастеров.
Успенский собор — жемчужина древнерусской архитектуры — был разрушен во время Великой Отечественной войны. На центральной площади Заповедника остались лишь его руины. Он был первым каменным сооружением в монастыре и занимал центральное место в архитектурном ансамбле. Сперва это было шести-столпное однобашенное 43-метровое сооружение. В 1082—1089 гг. интерьер храма был расписан фресками и украшен мозаикой. Кроме греческих мастеров, разукрашивал собор киевский живописец Алипий, который учился у греков мозаичному делу. Чуть позже к основному сооружению пристроили Иоанно-Предтечейскую церковь. Оригинальное планово-пространственное и архитектурное решение Успенского собора стало образцом при строительстве храмов в других городах. За свою историю собор неоднократно подвергался разрушениям, но каждый раз поднимался из руин и обновлялся. После пожара 1718 года собор был значительно увеличен и вырос в большой семику-иольный храм. Внутреннее и внешнее барочное убранство придало ему легкость и в то же время торжественность. В конце XIX века изначальная (вернее, «послепожарная») настенная живопись была заменена новой, выполненной В. Верещагиным и Г. Поповым. Выдающимся произведением искусства являлся резной пятиярусный иконостас. В Успенском соборе похоронено более 300 известных лиц; в нем находятся погребения Долгоруковых, киевских князей династии Олельковичей, многих церковных и государственных деятелей. В настоящий момент Успенский собор восстановлен.
Сооружение колокольни закончилось в 1745 году. Проект выполнил известный архитектор И.Г. Шедель. Колокольня — вертикальный акцент монастырского ансамбля. Шестнадцатигранное в плане здание имеет четыре яруса и увенчано грушевидным барочным верхом с фонариком и главкой. Вся высота его с крестом 96,5 м. Конструкция здания — сводчато-арочная; стены каждого яруса перекрываются сводом, третий и четвертый ярусы имеют по восемь арочных проемов. На третьем ярусе находились колокола общим весом 5 тысяч пудов. В 1744 году на четвертом ярусе установлены башенные часы с курантами. В начале XX века их заменили на новые, выполненные московским мастером А. Енодиным. Каждую четверть часа с колокольни раздается мелодия, а каждый час бьют часы. Интересно, что колокольня наклонена в северо-восточном направлении (видимо, из-за близости оползневых склонов правого берега Днепра), однако наклон ее не увеличивается.
Самое популярное:
Вступление
Какой смысл следует вкладывать в само понятие «религия»? Простейшее, исходящее из этимологии слова определение религии дал в древности отец церкви Лактаций: «Религия – это связь с Богом посредством благочестия». Это определение совершенно ...
Общая оценка роли раннего христианства
Дать общую оценку исторической роли раннего христианства нелегко. Вопрос этот очень сложен. Раннее христианство представляло собой шаг вперед по сравнению с древними культами в том отношении, что оно дало возможность сплотить разноплеменн ...
Формирование (предыстория — 790 г. от Р. X.)
Ранний синтоизм (до 538-552 гг. от Р.Х.).
Выражение «ранний синтоизм» относится к религиозной жизни, которая процветала в Японии до того, как в VI веке от Рождества Христова в страну пришел буддизм. Основными письменными источниками, опи ...