Выводы и заключение
К прежним выводам и обобщениям, сделанным в разделах настоящей работы, следует добавить выводы более общего характера. Итак, вопервых, Православная Церковь Божией Матери Державная представляет богородичное движение в русском Православии. Хотя как община Катакомбной Истинно Православной Церкви она сформировалась в 80гг. XX века (как официальная организация в 1992 г.), истоки её учения, религиозной практики и организационной структуры уходят далеко вглубь веков в античное христианство.
Вовторых, именно к этим истокам церковь призывает вернуться современное православие (а также к традиции живого почитания Богородицы на Руси).
Втретьих, как считают представители богородичного движения, древний период христианства и православие Древней Руси характеризовались братством и простотой общения между учителями церкви и рядовыми верующими, не столь выраженным институционализмом, свободой в вероучительной проповеди (апостольском служении), духовным творчеством, церковным нестяжанием и усиленным почитанием Богоматери. Именно этому они и призывают следовать христиан всех направлений.
Вчетвертых, отличаясь усиленным почитанием Богородицы, представители движения указывают в своих произведениях, проповедях и других устных выступлениях на то, что такое почитание, начавшееся с древних времен, продолжалось и в последующие периоды христианства. Это было наиболее выражено в католичестве (включая и наше время), среди некоторых вероучителей православия, представителей монашества и среди большой части православного народа. Но, как видно из оценок со стороны богородичных богословов, официальное православие не поддерживало усиленного почитания Богоматери. А что касается Её откровений, то они признавались выборочно, имея в виду отдельные личности.
Впятых, особые отношение к Богоматери выражалось в почитании Ее откровений, явлений, многочисленных икон, создании скитов, монастырей, братств, Ей посвященных, что можно определить как богородичное движение в российском Православии. Однако оно не всегда обретало организационные формы. Официальное православие к таким формам относилось негативно. По другому пути пошла РимскоКатолическая церковь, признав так называемое марианское движение (к примеру, “Легион Марии”, некоторые общины в Германии и в других местах).
Вшестых, в организационно оформленном российском богородичном движении (ПЦБМД) много традиционного, идущего от раннего периода христианства. Но в ней, как показывают вышеприведённые материалы, много того, что выделяет Церковь Божией Матери из ряда других церквей Вселенского православия при сохранении ею многих черт традиционности. Всётаки напрашивается понятие “новое”, которое можно применить к характеристике некоторых особенностей вероучения, религиозной практики и организационной структуры.
Вседьмых, отсюда можно сделать еще один вывод об особом положении богородичной церкви среди появившихся в России за последние 20 лет новых религиозных движений.
У церкви особое отношение к такому богословскому понятию как “канон”. Похоже, что она не интерпретирует его как нечто застывшее и считает, что Церковь вольна (свободна) вносить в сформировавшиеся учения и религиозную практику нечто своеобразное, соответствующее современным жизненным реалиям. В то же время она стремится возвращаться к особенностям жизни церкви, существовавшим в прошлом.
Таким образом, можно выразить сомнения по поводу отнесения исследуемой Богородичной церкви к новым религиозным движениям. Истоки ее уходят вглубь веков. К новому здесь можно отнести, прежде всего, саму организацию церкви, то есть регистрацию общины Богородичной ветви Истинно Православной Церкви, вышедшей из катакомбного состояния, и затем регистрацию централизованной религиозной организации, а также некоторые своеобразные нововведения в культовой практике. В ней многое, что внешне представляется новым, в сущности своей забытое, но возрождаемое старое.
Итак, исследуемую централизованную религиозную организацию “Православная Церковь Божией Матери Державная” можно отнести к современному либеральному христианству с присущими ему реформаторскими тенденциями.
Самое популярное:
Митра.
Это был персидский бог Солнца. Согласно преданиям, он был сыном непорочно зачавшей небесной девы и родился 25 декабря в пещере. У него было 12 учеников, и он был Мессией, давно ожидаемым народом. Он был убит, взяв на себя грехи своих посл ...
Религия Древней Месопотамии
Примерно в то же время, как в Египте, в древней Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата, формируется крупное шумерское государство с высоко развитой культурой, составной частью которой была и религия. Шумерская религия также была полите ...
Выводы
Вклад арабо-мусульманской культуры в сокровищницу мировой культуры весьма значителен. О достижениях арабской науки в мировом масштабе уже говорилось выше. Существующее свыше тысячи лет, от Испании до Индии, искусство ислама играет в искус ...