Психологические основания религиозного сознания
Психологические основания религиозного сознания составляют процессы, механизмы, состояния индивидуальной и общественной психологии. Они играют важную роль, поскольку являются методами отраженной субъективности и организацией определенного внутреннего мира человека, а также интегрирующими факторами поведения религиозных групп и общин. И это объективно. «Религия, — как отмечает Д.М. Угринович, — воздействует, прежде всего, на психику личности. Она создает определенную систему образов, понятий и норм поведения, в центре которых находится идея сверхъестественного; последняя определяет направленность эмоциональных и волевых процессов и выступает как мотив поведения человека. Вне изучения психологического аспекта религии нельзя раскрыть ее воздействие на личность, ее корни и функции. Поэтому изучение психических особенностей верующих имеет не только теоретическое, но и практическое значение» [2, с.204].
Психологические предпосылки и основы религиозного сознания должны исследоваться в двух срезах: 1) общепсихологические проблемы религии и 2) индивидуально-общественно-психологические основы.
К общепсихологическим проблемам относятся исследование психологических корней религии, которое необходимо понимать как возможности приобщения человека, индивида к различным формам верований, начиная с первобытного строя, и воздействия на его сознание различных религиозных источников информации; исследование структуры религиозной психики, в частности, соотношение бессознательного и сознательного, воли и непроизвольного у одной и той же личности (Л. Фейербах, 3. Фрейд); а также исследование взаимосвязи и соотношения в психике верующего таких компонентов как темперамент, воля, характер, эмоции, воображение, чувства и т.д. Психологические факторы личности обусловлены совместной деятельностью людей и зависимостью в этой деятельности друг от друга. Индивид нуждается в помощи окружающей социальной среды не только для удовлетворения своих материальных потребностей, но и для формирования и реализации своих духовных потребностей. Он нуждается в диалоге, раскрывающем его мировоззрение и нуждается в помощи для преодоления неудач и поражений, гордости и одиночества. Психологическую почву религии создает устойчивое постоянное чувство страха, угрозы, что вызывает психологические стрессы — состояние напряженности и подавленности, дискомфорт в эмоциональной сфере, дезорганизации поведения, чувство вины и собственной неполноценности, бессилия и т.п. Среди эмоций большое место принадлежит переживанию индивидом конечности своего бытия и связанный с этим переживанием страх смерти. Это одни из главных эмоций, которые питают религиозность. Делая упор на эти эмоции, религия разработала для индивида веру в бессмертность души, что снимает гнетущее воздействие понимания смерти на его психику. Конечно же, психология индивида, механизмы ее движения складываются под влиянием общества. Будучи сформированными, эти механизмы приобретают относительную самостоятельность и могут действовать как при общении с людьми, так и непроизвольно, бессознательно. Но особо необходимо выделить общественно-психологические предпосылки, как возникновение коллективных представлений и переживаний, не свойственных индивидам. Они являются частью религиозных отношений. Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, способы их общения и социальных отношений, а также деформацию этих отношений. Общественно-психологические предпосылки складываются под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, о таинствах его души, идеальных свойствах психики, духовных и нравственных основах бытия. Эти отношения вырастают из потребности людей к самопознанию и совершенствованию, из сознания высшего смысла бытия, объяснения связи с Космосом. В этих отношениях преобладают иррациональные начала психологического отражения действительности, основанные на чувствах, интуиции и вере. Идея Бога помогает соединить разрозненные и смутные предчувствия случайных и закономерных событий в жизни людей. Различия в религиях — это, прежде всего различия в этнокультурологических концепциях божества как хранителя душ человеческих. Эти различия проявляются в житейском, культовом и храмовом религиозном поведении (ритуалах, обрядах, обычаях и т.п. В целом же общественно-психологические основы религиозного сознания позволяют сделать вывод, что религиозные чувства и обряды способствуют формированию определенной религиозности.
Религиозные представления — это воспроизведение в сознании субъекта идеализированных и гипостазированных объектов. Эти объекты вызывают различные чувства — благоговение, любовь, восхищение, страх, надежду. Их главная задачи — сформировать соответствующую направленность на духовные потребности субъекта. Религиозные представления выступают как результат осознания отношений, окрашенных идеей сверхъестественного. Развитие представлений и чувств неразрывно связано с культовыми действиями, они обуславливают друг друга. «Связь между ними состоит в том, что религиозные представления не являются таковыми, если они не выражены в культовых действиях, а обряды не являются магическими, если они не связаны с определенными религиозными представлениями». Поэтому можно сделать вывод о глубокой взаимосвязи и взаимообусловленности всех элементов религии. [5, с.37-38]
Самое популярное:
«Посмотри на меня!»
Было установлено, что приблизительно в первый год жизни у младенца развивается особая эмоциональная привязанность к тому, кто о нем заботится,— как правило, к матери. Если их привязанность друг к другу достаточно крепкая, ребенку впоследс ...
Как развивать подлинную любовь
«Любовь — это эликсир жизни,
любовь — это сама жизнь» (Джозеф Джонсон, «Living to Purpose», 1871 год).
КАК человек учится любить? Изучая психологию? Читая книги по самосовершенствованию? Смотря фильмы о любви? Едва ли. В первую очередь ...
Святилище
Еще один существенный элемент в религиозной практике полинезийцев — наличие определенных святилищ. У меланезийцев зачатками святилищ можно считать мужские дома и дома тайных союзов, где совершались магические и религиозные обряды. У полин ...