Объективно-идеалистическая концепция сущности религииСтраница 1
В истории религии впервые рассуждения о субъекте и объекте религии излагаются в объективно-идеалистической концепции.
Объективно-идеалистическая концепция сущности религии является одной из основных, поскольку она выступает как философская основа всякой теологии. Развитие этой концепции нашло оное отражение в учениях Августина Блаженного, Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского, томистов и неотомистов. Сущность ее заключается в доказательстве бытия бога. Ф. Аквинский сформулировал пять онтологических «доказательств» бытия бога на основе ограниченности истолкования проблем движения, причинности, случайности и необходимости, целесообразности. Во-первых, должен существовать «перводвигатель»; во-вторых, цепь действующих причин не может быть бесконечной; в-третьих, все случайное зависит от необходимого, должно, следовательно, существовать абсолютно необходимое, им выступает бог; в-четвертых, вещи обнаруживают различной степени совершенства, должно существовать нечто абсолютно совершенное, им является бог; в-пятых, целесообразность природы не может быть объяснена естественными причинами, следовательно, необходимо признать наличие сверхприродного разумного существа, упорядочивающего мир. Если остановиться на критическом анализе этих «доказательств», то можно отметить следующее. Первое и второе «доказательства» исходят из ложного предположения конечности мира; из третьего «доказательства» вытекает не существование бога, а существование необходимости в природе; четвертое «доказательство» носит онтологический характер, однако, надо учитывать, что онтологию в «доказательстве» бытия бога Аквинский не приемлет, следовательно, здесь он впадает в противоречие; пятое «доказательство» он считает самым универсальным, но оно опровергается материализмом по той причине, что именно то, что человек называет целесообразностью природы и как таковую постигает, есть в действительности не что иное, как единство мира, гармония причин и следствий, вообще та взаимная связь, в которой все в природе существует и действует. Обосновывая реальное бытие бога, Ф. Аквинский, как более последовательный сторонник реализма, сумел создать и новую гносеологическую концепцию «гармонии истины веры и разума», но в которой, в конечном счете, детерминирующими выступают истины веры, как рациональной формы познания творца. Рациональные доказательства бытия бога сегодня широко используются религиозными идеологами и развивают свое содержание в современном неотомизме. Второй основной концепцией, раскрывающей сущность религии, выступает субъективно-идеалистическая концепция. У ее истоков стоял Ф. Шейермахер, немецкий протестантский теолог и философ. В своих работах он создает целостный образ религиозно-эстетического мировоззрения. Основу религии в нем составляет личное внутреннее переживание субъекта. Религию же он определяет как «созерцание универсума», как «чувство зависимости от бесконечного». Он утверждает, что «не всякий имеет религию, кто верит в какое-либо священное писание, а лишь тот, кто понимает его живо и непосредственно и кто, следовательно, сам по себе легче всего мог бы обойтись без него» [1; с. 99].Именно здесь он закладывает основы исследования религии как индивидуально-психологического феномена. Эти идеи широко развивались в XX веке, где имела место абсолютизация субъективных переживаний и установок, в частности, у Г. Олпорта, утверждающего, что дорога религиозных поисков индивида является изолированной. В связи с этим, исследователь религиоведения Д.М. Угринович отмечает, что субъективизм неприемлем для теологов по следующим причинам. «Во-первых, религия рассматривается как порождение человеческого сознания, а не как продукт божественного откровения . Во-вторых, выпячивание роли чувств, как основы религии, ведет к тому, что вся догматика рассматривается как нечто вторичное. Но тогда рушится концепция «истинной» религии и церкви как ее носительницы. Получается, что принадлежность к церкви перестает быть обязательной. Защитники религии не могут далеко пойти по пути субъективизма и мистики, ибо это разрушает идеологические основы, на которых держится вся их система» [2, с. 30].
Самое популярное:
Религия Ацтеков
Религия, жертвоприношение и каннибализм
В Месоамерике и Южной Африке во времена расцвета ацтекского государства жертвоприношения были широко распространенным явлением Однако ацтеки практиковали их с особым размахом, принося в жертву людей ...
Древо имён.
Предыдущие числовые развёртки были построены по принципу центральной симметрии. Возможны и другие расположения числового ряда, например, по принципу прямоугольного треугольника.
Рис.23
1
2
3 ...
Принятие ислама с Х века
В далеком 922 году в столицу Булгарского ханства прибыло посольство багдадского халифа во главе с Ибн Фадланом. Именно этот год считается годом принятия ислама булгарами. Тогда Западная Башкирия входила в состав Булгарского ханства, поэто ...