Жрецы
Строго официальный характер римской религии сказался и в том, что служители ее – жрецы были должностными лицами государства. Особого жреческого сословия Рим никогда не знал, и самостоятельной роли жрецы не играли. Однако в Риме издавна существовали жреческие коллегии. Члены которых вначале просто кооперировались, а потом стали выбираться. Древнейшими коллегиями были: понтифики, фециалы, фламины, луперки, салии, арвалы, авгуры, весталки и некоторые другие.
Понтифики следили за календарем, назначением праздников и т.п. Они знали благоприятные и неблагоприятные дни, хранили память об исторических событиях и преданиях, позже стали вести их запись, знали систему мер и весов. Глава коллегии вел общий надзор за всем, что касалось религии, и обладал некоторыми полицейскими правами.
Фециалы были не столько жрецами, сколько вестниками, глашатаями, послами римской общины в ее сношениях с соседями. Они объявляли войну и заключали мир, соблюдая традиционные религиозные обычаи. Они хранили в памяти договоры с другими общинами.
Авгуры составляли влиятельную коллегию гадателей. Их обязанностью было давать ответы должностным лицам республики о благоприятных и неблагоприятных знамениях. Эта чисто пассивная роль ограничивала самостоятельность и политическое влияние авгуров.
Коллегия весталок – жриц богини Весты – пользовалась большим почетом. Весталками становились обычно девушки из знатных фамилий, оставаясь в этом звании 30 лет. В течение этого времени они должны были соблюдать обет безбрачия и строгого целомудрия; нарушение обета каралось жестоко: виновную зарывали живьем в землю. Главной обязанностью весталок было поддерживать неугасимый огонь в храме Весты. Глава коллегии пользовалась огромным общественным авторитетом и могла освобождать от смерти преступников, если они встречались с нею на пути к месту казни.
Фламианами назывались жрецы – служитель отдельных богов, подчинявшиеся общему руководству верховного понтифики. Они пользовались большим почетом, но зато подвергались множеству тягостных ограничений и запретов. Так, например, фламин Юпитера не мог ездить верхом, произносить клятву, выходить с непокрытой головой. прикасаться к сырому мясу, козе, плющу, бобам и т.п.
несколько своеобразный характер имели коллегии салиев, арвалов и луперков, связанные не с государственной религией, а с древними народными земледельческими культами. Салии составляли две корпорации: одна была связана с палатинским культом Марса, другая – с квиринальным культом Квирина. «Братья арвалы» ведали обрядами в честь земледельческих божеств Марса. Луперки – жрецы скотьего бога Фавна. В праздник луперкалий они бегали полуголые, в одних набедренных кожаных повязках, изображая волков, и хлестали ремнями не рожавших женщин, чтобы избавить их от бесплодия.
Важнейшие жреческие коллегии Рима находились целиком в обладании патрициев, полноправных граждан государства. Жреческие должности в древнейший период были в их руках одним из орудий борьбы против плебеев. Плебеи, естественно, добивались доступа к жреческим должностям, особенно таким, как понтификат. В 300 г. до н. э. плебеи получили, наконец, право занимать должности понтификов, и это было важным шагом к уравнению их в правах с патрициями.
Жрецы и их объединения ни в какой степени не были приспособлены к жизни. Жреческие должности занимались, как и любые другие должности, светскими людьми с той только особенностью, что они были обычно пожизненными. Можно было совмещать сан жреца с общественной деятельностью, а зачастую он был лишь почетной должностью.
Самое популярное:
О смысле жизни.
Стремление каждого человека понять себя, оценить сделанное, осознать его смысл и определить новые цели, задачи, найти соответствующие ценностные ориентиры в жизни – вполне естественно. Но за кажущейся простотой решения этих вопросов кроют ...
Личностные местоимения
В отношении Святого Духа также используют личностные местоимения. То, что многие говорят о Нем как о сущности, а не личности отчасти объясняется тем, что слово «дух» в греческом языке относится к среднему роду. Но в Новом Завете используе ...
Место российского огородичного движения в христианстве
Богородичное движение в России это часть движения в христианстве, которое получило название в Западной транскрипции “Марианское”. Оно относится прежде всего, к РимскоКатолической церкви. В ней сформирована целая отрасль богословского знан ...