Ислам в современной ТурцииСтраница 3
По началу считалось, что маргинальность сильных исламских групп в Турции, в отличие от энергичной вооруженной оппозиции в Египте или Алжире, не представляют особой опасности. Однако, в свою очередь, лидеры и спонсоры этих экстремистских организаций полагали, что насилием против светских символов турецкого государства они действительно смогут установить в стране исламскую форму правления.
Сторонники исламских реформ относительно их отношений с соседним Ираном и влияния, оказываемого на них идеями иранской революции, отмечают, что Иран следует рассматривать как пример и руководящий принцип, однако программа, стратегия и тактика исламских преобразований заложена в Коране и не исходит от конкретного исламского государства.
Стратегические цели радикальных религиозных движений должны реализовываться в три этапа. Первая стадия, называемая “таблиг” заключается в необходимости доведения до населения исламского призыва, в ходе которой следует убеждать людей принять исламскую религию, установить исламское государство и шариатское правление. Вторая стадия носит название “джамаат” и призывает к реструктурированию действующих исламских общин в соответствии с требованиями первой стадии. Третья заключительная стадия, в ходе которой объявляется “джихад”, подразумевает призыв к вооруженной борьбе для защиты исламского образа жизни.
Итак, можно сделать некоторые выводы. Ислам в современной Турции, несмотря на проводимую в начале века политику модернизации общества, по-прежнему оказывает значительное влияние на повседневную жизнь общества. Это проявляется в том, что некоторые религиозные группы и ордена поддерживают вполне светские партии; в том, что происламские партии действуют в рамках закона и пользуются демократическими средствами для достижения своих целей; а также в том, что исламские ордена и религиозные группы, в основной массе, не подрывают своими действиями принципы светского характера государства.
[1] Кинг М. Закон бога против закона государства: строительство исламской личности в Западной Европе. — Лондон, изд-во Grey Seal, 1995. С. 3.
[2] Азиз Аль-Азмех. Исламы и современности. — М., 1999. С. 9.
[3] Ихсан Йылмаз. Государство, право, гражданское общество и ислам в современной Турции // Журнал «The Muslim World» («Мусульманский мир»), http://ru.fgulen.com/index.php?option=com_content&task=view&id=2205&Itemid=16
[4] Ихсан Йылмаз. Государство, право, гражданское общество и ислам в современной Турции // Журнал «The Muslim World» («Мусульманский мир»), http://ru.fgulen.com/index.php?option=com_content&task=view&id=2205&Itemid=16
[5] Мардин Ш. Религия и социальные изменения в современной Турции: дело Бадиуззамана Саида Нурси. — Элбани, изд-во State University of New York Press, 1989. С. 229.
Самое популярное:
Сияние (отражение) Бога Отца
В третьем стихе первой главы Послания к Евреям апостол Павел прекрасными и точными выражениями преподает высокое учение об образе отношений Отца и Сына: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, соверши ...
Анализ религиозных текстов в научной литературе
Развитие религиоведения шло путем разработки совокупности дисциплин, каждая из которых рассматривает религию в одном из ее аспектов.
Важную роль в развитии религиоведения сыграли исследования М.Мюллера (1823-1900) в области мифологии и с ...
Победа над смертью
Вершиной человеческих страданий является смерть. Неоспоримо величие смерти – пред лицом смерти все меняется, умаляется, блекнет, умолкает. Она часто является последним критерием истинности и значимости всякого человеческого дела. Никто на ...