Бестелесная концепция образа Божьего.Страница 2
Православная педагогика – педагогика воцерковления, преображения, направленная на прояснение Образа Божия в человеке посредством духовно-нравственного совершенствования человека в добродетели, святости, в достижении Даров Святого Духа.
Поэтому основное содержание православного воспитания сводится к созданию условий, способствующих пробуждению духовной жизни, одухотворению души благодатию.
Воспитание определяется как процесс воцерковления личности. Воцерковить - значит освятить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека, положить в основу жизни не только цель развития личности, а цель спасения человеческой души от власти греха и смерти. Спасение не отрицает развития, но лишает его стихийной самоценности. Вне спасения развитие понимается как самореализация, которая, как правило, разжигает страсти и питает гордость человеческую. В рамках спасения развитие реализуется в формах служения и жертвенности.
Воцерковить - научить не только жить по-христиански, но и мыслить по-христиански, то есть обращаться за руководством не только к науке, но, прежде всего, к учению Церкви.
Воцерковить - это, значит, преодолеть разлад между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой; обрести полноту бытия в мире материальном и мире духовном; не исправлять и формировать, а освящать и преображать личность в Духе Истины и Любви.
Исходя из сказанного выше, образование следует понимать как восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающее иерархический принцип в устроении человека.
Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте. В православной традиции речь идет в основном о духовном образовании - образовании Духом Святым. Бог открывает истинные знания человеку по мере подготовленности человека к получению этих знаний.
Господь открывает Себя чистому, смиренному сердцу. Духовное образование - путь стяжания Духа Святого, путь покаяния, смирения, нравственного очищения в процессе постоянного диалога живой души с Богом живым. Это есть путь христианской мысли, которая, опираясь на Божественное Откровение, на Церковный разум, принимает все, что родилось вне христианства, если это согласуется с началами христианства.
В основе православного подхода к обучению лежит понимание того, что знания не берутся, а обретаются в процессе обучения, когда процесс обучения направлен на готовность человека осознать, понять и вместить Богом данные знания, когда эрудиция дополняется интуицией, живым опытом Богообщения. Образование сводится не к доказательству истины только силою разума, а к познанию истины как откровения, свидетельства и описания.
По мнению русских философов И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина, русскому характеру присущи качества истинного христианина. Русскому человеку свойственна преданность воле Божией, любовь, смирение, общительность с ближними и устремленность всех помыслов к миру горнему. К числу национальных черт русского народа относят также:
– жажду отечественного единения и согласия,
– ощущение исторического долга,
– ощущение преемственности поколений (историческое сознание),
– стремление к триединому служению: Богу (вера), стране (государственность), народу.
– идею семьи как частицы рода,
– идею слаженности, чинности (лада).
– сострадательность,
– трудолюбие,
– самопожертвование,
– «всемирную отзывчивость» (Достоевский).
Таким образом, содержание православного воспитания – это, прежде всего введение детей в жизнь Церкви, передача им навыков общественной и личной духовной жизни.
Самое популярное:
Предисловие
Дауа для не мусульман имеет некоторые свои особенности. Мусульманский миссионер должен обладать определенным знанием и критической оценкой религиозных верований и религиозной культуры народа, которому он намерен сообщить послание Ислама. ...
Краткая биографическая справка
По преданию, преподобный Иоанн Лествичник или Синаит (первое, как автор «Лествицы», а второе – по месту его добрых дел) родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии. Когда ему было шестнадцать лет, он пришел в Синайский мо ...
Анимистические верования
Как уже сказано, представление о мана связано у меланезийцев с анимистическими образами,— и связано потому, что и то и другое имеет общий источник. Анимистические верования в Меланезии вообще очень развиты, хотя не везде одинаково.
В Сев ...