Магия
Идейное содержание религии населения Западной, Центральной и Юго-восточной Меланезии характеризуется прежде всего сильной развитостью магии.
Магия у меланезийцев встречается во всех видах. При этом вера во вредоносную магию (порчу) у них не только вырастает из межплеменной розни, но основывается и на внутреннем расслоении, о чем свидетельствует появление колдунов — профессионалов по насыланию порчи. Лечебная магия, тесно связанная с народной медициной, находится тоже в руках профессионалов. Военная же магия сосредоточена преимущественно в руках военных вождей.
Особенно интересны и разнообразны приемы хозяйственной магии. Прибегают к ней лишь в тех сферах хозяйственной деятельности, где успех в значительной мере зависит от случайных обстоятельств и где человек не может вполне рассчитывать на собственные силы. В этом отношении примечательны наблюдения Б. Малиновского на Тробриандовых островах. Оказывается, в земледелии магия применяется при посадке клубневых растений таро и ямса, урожай которых бывает изменчив, но не применяется при возделывании плодовых деревьев, дающих устойчивый урожай. В рыболовстве магические приемы практикуются при промысле акул и других опасных для человека рыб; при ловле же мелкой рыбы, где нет никакого риска, магия считается излишней. Постройка лодок всегда сопровождается магическим обрядом, постройка же домов — нет. При изготовлении резных изделий из твердых пород дерева, что требует особого мастерства, магические приемы считаются необходимыми, а при резьбе по обыкновенному дереву, доступной всем, всегда обходятся без них '. Все это лишний раз показывает, на какой почве вообще вырастают магические представления: они возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, чувствует себя во власти стихий, или тогда, когда он приписывает другому человеку способности, которыми сам не обладает.
Земледельческая магия главным образом имитативная и контактная. Так на посадках ямса зарываются камни, которые по форме напоминают клубни ямса и будто бы обладают особой силой (мана). Эти камни должны передать магическую силу непосредственно земле, а через нее — ямсу.
Имитативный принцип господствует и в магии погоды. Например, чтобы вызвать ясную солнечную погоду, натирают красной землей большой стоячий камень, якобы обладающий магической силой. На полуострове Газели, когда хотят вызвать ветер, колдун разбрасывает по воздуху известь, машет ветками имбиря и подбрасывает их в воздух, а в заключение сжигает их и золу высыпает в воду.
Во вредоносной магии преобладает парциальный тип: околдовывание через объедки, обрезки волос и пр.
Самое популярное:
Мифы
Предания о богах, о подвигах героев – людей необыкновенной силы и отваги – названы мифами. Особенно поэтичны мифы Древней Греции. Они шли до нас в античных поэмах, повестях, театральных пьесах. Их героев изображают древние скульптуры, моз ...
Вывод
Сегодня религиозная культура включает в себя множество религий и религиозных верований, начиная от примитивных мифологий (шаманизм, язычество и т.п.) до мировых религий, к каковым относят (по очерёдности возникновения) буддизм, иудаизм, х ...
День и ночь
"День и ночь" – это куклы-обереги жилища, смены дня и ночи, порядка в доме. Днём выставляют вперёд светлую куклу, а вечером - тёмную. Куколка "День" - оберегает день, чтобы не зря прошёл, а "Ночь" - следит, ч ...