СтрибогСтраница 3
О славянском божестве ветра – Стрибоге – в «Слове о полку Игореве» говорится: «Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрыя плъки Игоревы». Это, по мнению исследователя Н.М. Гальковского, может означать, что Стрибог был «божеством непогоды, холода».[5] Действительно, в славянских источниках хозяин ветров вовсе не выглядит благим небесным богом. Скорее наоборот.
Так, например, в «Слове о полку Игореве», как я только что упоминал, Стрибог враждебен русскому войску. Ярославна лишь молит Ветер-ветрилу не веять стрелами на воинов ее мужа. А моравское stri так и означает – «ветер, приносящий непогоду».
Славяне, как и многие другие народы, делили ветры на добрые и злые. Считали, что в первых летают души праведных людей, а во вторых (особенно в вихре) - нечистая сила, в том числе змеи-халы. Так, например, известно белорусское заклинание, которое призывает на вихрь молнию. То есть и славяне, и иранцы сближали ветер с различной нечистью. Не случайно в православной традиции Стрибога напрямую отождествляли с нечистой силой.
Болгары верили, что ветер обитает в пещерах и пропастях, а стерегут его там халы (змеи, драконы), одноглазая ве-штица (ведьма) или слепой старик. По сербским представлениям, ветрами повелевает Ветряной воевода или Громовик, св. Стефан либо св. Пантелеймон; по чешским - Яга; по украинским - сердитый старик за морями или Ветродуй, главный из пяти ветров; в восточнославянских сказках выступают Ветрова Мать и Ветров Батька.
Как видим, хозяева ветров у славян - либо Громовник и близкие к нему персонажи, либо зловещие фигуры типа Яги.
Таким образом, у славян Стрибог, повелитель ветров, мог иметь не одну а две ипостаси, каждой из которых соответствовал свой определенный набор признаков. Стрибог не был «добрым» или «злым» богом, и не мог считаться однозначно злым.
Бог ветров стоит как бы на грани двух общин славянских богов, почти сливаясь то с Перуном, Родом, Святовитом или Сварогом, то с его врагами. Грозного и своенравного, Стрибога не любили, но почитали, поскольку видели от ветра не только зло.
Реальное значение религиозной реформы 980 г. выходило далеко за рамки упрочнения прежних политеистических верований и даже обеспечения государственного единства.
Определяющим фактором здесь выступал не сам пантеон, а совокупность тех причин, которые заставили Владимира его воздвигнуть; не пересмотр целостной системы политеистических верований и обрядов, а приоритет тех богов, которые олицетворяли наиболее важные социальные функции.
Установка пантеона в политическом центре восточнославянских земель должна была символизировать территориальную неделимость, государственную целостность, социальную и этническую общность. Одновременно утверждение подобного пантеона преследовало цель – положить конец племенному сепаратизму, организованным местным князьям и поддерживаемым волхвами выступлениям за независимость различных княжеств от Киева, сопротивлению выплате налогов. Одним словом, главным назначением и содержанием реформы 980 г. было преодоление основного противоречия между утверждающимся принципом единодержавия и удельно-вечевыми тенденциями, препятствующими централизации власти.
Отбор богов для пантеона 980 г. не был случайным. Уже при Святославе Киевская Русь превратила племенные культы в государственную религию. Это означало, что древнерусский политеизм стал идеологическим обоснованием законности, незыблемости и оправданности сложившейся государственной системы, где вся полнота власти сосредоточена в руках князя. Эта религия освящала привилегии господствующих классов, дружинников, киевской знати, составлявших главную опору единовластия. Все шесть богов пантеона Владимира олицетворяли основные аспекты экономического, политического военного и идеологического господства социальной верхушки Киевского государства и должны были стать заслоном на пути центробежных тенденций.
Самое популярное:
Корни анимизма
Не менее важной основой анимистических веровании меланезийцев является культ вождей. Вожди — лица, пользующиеся видным общественным положением, располагающие властью. Они-то, по верованиям меланезийцев, прежде всего и обладают большой и с ...
Глава 3
Водяной – дух рек и озер. Всегда голый, в черной чешуе, обмотанный и подпоясанный тиной, с длинными зелеными волосами и бородой. Вместо рук у него перепонки, как у лягушки, хвост рыбий, глаза горят, как раскаленные угли, обычно сидит на к ...
Роль имени в писании
Традиция наречения имени человеку восходит к временам сотворения мира. Создав первого человека из праха земного, Бог дал ему имя Адам. Это имя является общим производным от ряда корней: кровь – «дам», красный «адом», земля «адама». Таким ...