Тридентский собор и папствоСтраница 1
Успехи Реформации показали, что католическая церковь должна сама провести некоторые внутренние реформы и перестроить свою организацию, если она желает сохранить былую роль в христианском мире. Вместе с тем папская курия опасалась, что всякая более или менее серьезная перестройка католической церкви может привести к торжеству реформационных идей, особенно в обстановке, когда даже некоторые крупные церковные феодалы склонны были признать отдельные догматы реформации. Для папства речь могла идти только о некоторых половинчатых реформах, не затрагивающих основных догматических и организационных принципов католической церкви.
Долгое время папству, наученному опытом XV в. опасаться притязаний собора на верховную власть в церкви, удавалось затягивать его созыв, на котором настаивали не только протестанты, но и католики. Император надеялся использовать собор как средство борьбы с Реформацией, давления на папство, утверждения своего преобладания в Европе. Подготовка собора продолжалась почти десять лет. После всевозможных проволочек собор начал свои заседания в декабре 1545 г. в североитальянском городе Тренто (лат. Tridentum), входившим в состав империи. Тридентский собор, заседания которого продолжались 18 лет, призван был консолидировать все силы, остававшиеся верными Святому престолу. Его постановлениями католическая церковь определила свое отношение к протестантизму, осудив основные догматы новых учений.
В Тренто взяло верх консервативное, строго папистское направление. Этому способствовали значительное влияние иезуитов на выработку и принятие соборных постановлений, беззастенчивая и ловкая деятельность папских легатов, председательствовавших на соборе и присвоивших безраздельное право вносить предложения на его рассмотрение. Папство сумело отстоять собственную власть от покушений собора на верховенство и от притязаний епископов, требовавших независимости, и воспротивиться сколько-нибудь серьезным нововведениям и преобразованиям в церкви.
Решающее значение имела третья сессия собора, длившаяся с января 1562 г. по декабрь 1563 г. На этом этапе работы собора папство столкнулось с широкой оппозицией епископов, преобразовательными устремлениями могущественнейших светских владык и некоторых национальных церквей католической части Европы. Речь шла о реформе иерархии, богослужения, церковных порядков и нравов. Отсутствие единства дало возможность строгим ревнителям католической ортодоксии сохранить в неприкосновенности устои церкви. Декретом о мессе подтверждалось все, что было усвоено обычаем, отвергались лишь некоторые суеверия; были сохранены немые и заупокойные обедни; а также латинский язык при богослужении и совершении обрядов. Брак священников не допускался. Причастие под обоими видами, т. е. хлебом и вином, собор провозгласил божественным установлением, признав церковь вправе его регулировать по своему усмотрению, что давало удобный повод воспротивиться популярности требованию о предоставлении мирянам чаши. Ожесточенные дискуссии вызвал вопрос о епископской резиденции. Еще в 1547 г. был принят декрет против епископов, пренебрегавших своими пастырскими обязанностями. В 1562—1563 гг. большая группа прелатов высказалась за то, чтобы провозгласить божественными установление и права епископского сана. Это требование затрагивало самые важные принципы иерархии, подрывая верховную власть папы, авторитарный строй католической церкви. Дело кончилось компромиссом, выгодным папству. Иерархия была призвана необходимой, епископская власть — законной.
Самое популярное:
Религии других папуасских племен
У других папуасских племен наблюдаются значительные уклонения от этого типа. Наиболее общим элементом религиозных верований папуасов является вера в разнообразную магию: вредоносную, хозяйственную, лечебную и т. д.
Языковая дробность пап ...
Сущность направлений в исламе. Северо-Кавказский ваххабизм. Общие черты
мусульманского вероучения.
Догматика мусульманства довольно проста. В основе всего лежит вера в Аллаха - единого Бога. Каждая сура Корана начинается словами «Во имя Аллаха милостивого, милосердного .». Аллах судит людей, он строг, милостив, но самое главное - все ...
Младшие Арканы
Пятьдесят шесть карт Младших Арканов представляют собой четыре масти Таро, символами которых являются кубки, жезлы, мечи и пентакли, - это образное описание опыта человека в четырех различных сферах жизни. (Это если рассматривать Таро в п ...