Орден иезуитов
Особую роль в ответном наступлении на Реформацию, в воздействии на широкие слои верующих, в придании нового облика воинствующей церкви сыграло Общество Иисуса, официально утвержденное папской буллой в 1540 г. Основателем и первым генералом ордена иезуитов был испанский дворянин Игнасио Лойола (1491 —1556), сложный путь духовного развития которого привел к идее безоглядного служения церкви.
В основе Общества Иисуса лежала железная дисциплина, беспрекословное подчинение приказам. Помимо обычных, монашеских обетов целомудрия, нестяжания и послушания члены ч Иисусова воинства» связывали себя особой клятвой верности римскому первосвященнику. Требуя полного самоотречения, иезуитская мораль совершенно уничтожала личное начало в жизни человека, его собственное <я>. Адепты ордена уподоблялись посоху в руках начальников. Устав Общества, принятый в 1558 г., требовал от иезуитов по предписанию начальника совершения греха, вплоть до смертного.
Во главе Общества Иисуса, основанного на началах строгой централизации, пожизненно стоял генерал, полновластно руководивший всеми действиями ордена. При нем имелся совет с функциями совещательной и контролирующей инстанции. И генерала, и совет избирало общее собрание, или генеральная конгрегация, которой формально принадлежала высшая власть. Общество строилось по иерархическому принципу, члены его подразделялись на несколько классов. Оно имело прочную организацию на местах, нижнюю ступень которой составляли поселения, резиденции и миссии, затем коллегии, новициаты и дома профессов. Иезуиты разделили мир на провинции во главе с провинциалами; несколько провинций входило в ассистенции. Возглавлявшие их ассистенты были членами центрального руководства. Независимость ордена от светских и духовных властей превращала его в автономное религиозно-политическое сообщество в любой державе.
Орден иезуитов не был монашеским в традиционном понимании. Его члены были освобождены от неукоснительного соблюдения правил монастырской жизни, от некоторых монашеских обетов и обязанностей. Даже внешне иезуиты напоминали скорее светских ученых, нежели монахов. Не молитвы и не отправление религиозного культа, но активная светская деятельность, не умерщвление плоти, лишения, покаяние, но наилучшее положение в миру характеризовало устремление иезуитов. Они должны были находиться в центре политических и общественных интересов, имея все возможности оказывать на них решающее влияние, как того требовали интересы католической церкви, сформулированные в указаниях руководителей ордена.
Главными средствами иезуитов были воспитание и дипломатия. Их система обучения была рассчитана преимущественно на молодежь из верхов общества, но ради популярности ордена они давали бесплатное образование выходцам из самых разных слоев, организовывали сиротские приюты. Иезуиты были умелыми организаторами школьного дела и преподавателями университетов. Они установили в своих учебных заведениях образцовый порядок, разработали формальные методы обучения, приспособили к своим целям идеалы классического образования.
Примеряясь к сложным обстоятельствам, иезуиты выказали себя ловкими политиками, умеющими использовать самые различные средства «к вящей славе Божьей». Людей ученых они поражали эрудицией, на толпу воздействовали особой пышностью богослужения, культивированием излюбленных мотивов народной религиозности, поощрением самых архаичных форм поклонения святым, иконам, реликвиям. Восторженные натуры увлекала их страстная проповедь, таинственные выси медитаций, предписанных <Духовными упражнениями» Лойолы, вождей религиозно-политических партий — трезвый и расчетливый совет. При дворах государей, у высокопоставленных особ они были духовниками и наставниками, в моменты стихийных бедствий, эпидемий, социальных потрясений они не гнушались никакой, даже самой черной, работой.
Ранее всего орден обосновался в итальянских государствах, Португалии, Испании. В скором времени иезуиты превращаются в самую мощную и влиятельную духовно-политическую корпорацию католического мира.
Самое популярное:
Цели, принципы, функции библейского душепопечительства
Главной целью библейского душепопечительства является спасение и исцеление человеческой души, преображение человека в образ Иисуса Христа (Еф.4.13). Проявление душепопечительской заботы начинается с того момента, когда неверующий впервые ...
Миф нашего времени.
Миф, т.е. специфически обобщенные отражения действительности выступающие в форме чувственных представлений и фантастических одушевленных существ, всегда играл значительную роль в религии и религиозной философии.
Для XX века большое значе ...
Бог - третий участник брачного завета
Самое важное, что вам нужно понять, - это то, что брак является договором завета, в котором участвует Бог. Брак - это не то, от чего можно избавиться в любое время, когда захотите. Создав семью, вы вступили в брачное соглашение, и Бог уже ...