Глава 3
Водяной – дух рек и озер. Всегда голый, в черной чешуе, обмотанный и подпоясанный тиной, с длинными зелеными волосами и бородой. Вместо рук у него перепонки, как у лягушки, хвост рыбий, глаза горят, как раскаленные угли, обычно сидит на коряге и звонко хлопает по воде. Когда рассердится, рвет плотины, подмывает мельницы, а животных и людей тащит в воду.
Иногда Водяного представляли себе в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого и «ластоногого». В других случаях он вполне похож на человека и от обычного «доброго молодца» отличался в основном тем, что с левой полы его одежды постоянно стекала вода. Чаще всего выступает в образе мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове). Водяные соотносятся с черным цветом; им приносили в жертву черного петуха, существовал обычай держать на водяных мельницах черных животных. Водяные утаскивали людей к себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о Водяном сопоставимы с легендой о морском царе, отразившейся в русских былина о Садко.
Народная память сохранила немало рассказов, в которых люди и Водяной сумели поладить. Например, жене Водяного, Русалке, наступил срок разрешиться от бремени и взволнованный муж кинулся на берег - звать прохожую пожилую женщину на помощь жене. Или Водяной из запруженного ручья попросил человека передать его жалобу своему дядьке - Морскому Хозяину. Или пришлые Водяные пытались выдворить из омута его исконного обитателя и опять-таки люди помогли отстоять справедливость…
Эти рассказы хранят для нас древнюю мудрость, великую и простую науку жить во взаимопонимании и мире с природой.
Самое популярное:
Евангелие от Фомы
Памятник хорошо сохранился и представляет собой перевод с греческого на саидский диалект коптского языка.
Цельность определяет индивидуальность памятника. Открытость текста очень велика. Слова употребляются весьма свободно, их значение м ...
Период римско-византийского и арабского владычества
Национальные и государственно-национальные Церкви прошлого допускали религиозный плюрализм — наличие других национальных религий. Христианская церковь в качестве церкви исповедующей монотеистическую интернациональную религию не желало мир ...
Введение.
Требование реформы церкви in capite et in membris (в отношении головы и членов) раздавалось все громче со времен авиньонского пленения пап (XIVв.) и затем во время великой западной схизмы (XVв.). Реформы были обещаны на Констанцском собор ...