Глава 2Страница 1
Иногда началом истории славян-руссов считают время принятия Киевской Русью христианства в IX веке. Наша история значительно старше, своими корнями она уходит в необозримые глубины веков, когда наши предки жили в полном согласии с окружающей их природой. Еще до принятия христианства на Руси, то есть до 988 года, славяне поклонялись многим богам. По преданиям наших предков, Вселенная состояла из трех ярусов: на небе жили высшие боги (Перун, Белобог, Хорс, Сварог и другие), земля была отдана духам природы – домовым, лешим, русалкам. Под землей обитали злые демоны (бесы, черти). Известный ученый-фольклорист А.Н. Афанасьев писал об этом: «Древнейшее язычество состояло в обожании природы, и первые знания о ней человека были вместе и его религией». Славяне верили, что после смерти их души не исчезают, а принимают образы ветра, огня, пара, облака, дыма или вселяются в новое тело - бабочки, летучей мыши, какого–нибудь животного или растения, а иногда даже в планеты или звезды. Как же не поклоняться природе, когда в ней воплощены души предков? Придет срок - ныне живущий обретет новый облик. Если прожил свою жизнь достойно, то воплотится в доброй стихии, если прожил плохо, то в злой. В этом залог живучести дохристианских верований с древнейших времен до наших дней.
Издавна со страхом пересказывались были и небылицы о том, что славяне поклоняются водяным девам. Еще в VI веке византиец Прокопий Кесарийский писал: «Они (славяне) поклоняются и рекам, и нимфам, и иным демонам, принося всем им жертвы. С гневом отзывались о водопоклонении русичей первые церковники Киевской Руси и их последователи. В рукописи Прелога (XV век) сказано: «Одни бьют в бубны, другие дудят в дудки, иные же надевают маски, наряжаются и во множестве, оставив церкви, бесятся на виду у всех, называя эти игры русалиями».
Шли века, звучали гневные проповеди, а славяне продолжали почитать священную воду и живущих в ней дев. Помнят о русалках и поныне, только вот стали стесняться своих древних верований, считая их пережитками, русалок - нечистой силой. Не иначе как века гонений сделали свое дело. Настало время рассказать, откуда пошел этот обычай и что он означает.
Еще в незапамятные времена прародительское племя Ариев называло дождь небесным молоком, которое проливается на землю из груди небесных нимф, облачных жен. Обитая в дождевых тучах - небесных источниках воды, - воздушные девы получили и другое название - водяные.
Позже, когда забылись старинные метафоры, жены и девы, оставив небеса, поселились в морях, реках, озерах. Такие представления были у всех индоевропейских народов. Индусы называли их апсараси - «шествующие по водам», греки - наядами и нереидами, немцы - никсами и ундинами, славяне - русалками. Само слово означает «русоволосая водяная дева». Эти владетельницы источников живой воды с годами не утрачивают свою молодость и красоту, они прекрасны, как эльфы, с которыми состоят в родстве. Правда, встречаются среди них печальные взрослые девы-утопленницы, жертвы несчастной любви или утонувшие из-за злой мачехи. Именно такую утопленницу описывает Н.В. Гоголь в повести «Майская ночь, или Утопленница»: «Левко посмотрел на берег: в тонком серебряном тумане мелькали легкие, будто тени, девушки в белых, как снег, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на шеях; но они были бледны; тело их было будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце. Хоровод, играя, придвинулся к нему ближе».
Живя в краю, изобильном реками и озерами, речушками и ручьями, болотами и родниками-«студенцами», древние славяне, естественно, выработали целый комплекс религиозного почитания воды.
Кто не слышал выражения: «венчаться вокруг ракитового куста»? оно обозначает «гражданский», то есть не оформленный официально (прежде - церковным венчанием) брак между мужчиной и женщиной. Таким образом, русский язык сохранил воспоминания о древнейших языческих браках, заключавшихся возле священных ракит. Славяне, почитавшие воду, были уверены, что нерушимые клятвы – в том числе и клятвы любви - даются близ воды, она им свидетель.
Водой иногда испытывали на суде: истцу и ответчику предлагали войти в воду на семь шагов, при этом виновный, оказавшись перед лицом справедливой и мудрой реки, должен был непременно смутиться и тем себя выдать. Вероятно, именно так нередко и происходило. С помощью воды гадали о будущем и о женихах, наводили и, наоборот, отводили от себя чары…кстати, сами слова «чародей», «чародейство», по-видимому, происходят от древнейшего обряда вызывания дождя, когда женщины-жрицы поднимали к Небу руки и выливали на Землю воду из больших «чар»-сосудов. «Чародейство», таким образом, оказывается просто «действием с сосудом, полным воды».
Особой силой наделяли славяне родниковую воду, а всего более воду из родника, возникшего от удара Перуновой молнии. Такие ключи назывались «гремячими», и это сохранилось в названиях многих источников. Отсюда же идет обычай расчищать и обихаживать роднички, доживший до сегодняшних дней.
Самое популярное:
Дисфункциональная церковь
В последние несколько десятилетий внимание специалистов привлек феномен, который возник уже давно, но в наши дни, в связи с ослаблением конфессионального христианства и возникновением т.н. «свободных» церквей, получил большое распростране ...
Жизнеописание и мученический подвиг монахини Иулиании (Свиридовой)
Монахиня Иулиания, в миру Ульяна Ивановна Свиридова, родилась в 1876 году в крестьянской семье. Росла и воспитывалась Ульяна среди семи сестер и двух братьев в деревне Никольское, Тамбовского уезда, Тамбовской губернии. Получила домашнее ...
Волхвы
Этимология слова «волхв» по О. Н. Трубачеву, о чем уже упоминалось выше, кельтского происхождения, от летописных «волохов», которых этот ученый идентифицирует с кельтским племенем «вольки». Не отсюда ли мотив оборотничества и связанный с ...