Скандал вокруг истории с карикатурамиСтраница 1
Как известно в сентябре 2005 года в датской газете «Jyllands-Posten» были напечатаны оскорбительные для мусульман карикатуры на пророка Мухаммада (с), которые привели к бурным протестам мусульман, международному скандалу и массовым беспорядкам в ряде стран мира.
Учитывая глобальные масштабы этих событий, совершенно естественным образом встают вопросы о соответствии их доводам здравого смысла и логики. Именно эти моменты вызывают много вопросов, на которые сложно найти какие-либо однозначные ответы.
Прежде всего, необходимо выяснить насколько неординарным и из ряда вон выходящим событием являются оскорбительные выпады на пророка Мухаммада в Европе и, особенно, в истории европейской общественно-политической и религиозной мысли.
Изучая этот вопрос нетрудно прийти к однозначному выводу о том, что еще с периода средневековья многие европейские мыслители и общественно-политические деятели формировали атмосферу нетерпимости по отношению к Исламу и всему, что связано с этой религией.
В период противостояния мусульманских и христианских государств в средние века враждебность к мусульманам планомерно внедрялась в общественное сознание европейских народов как в западной, так и в восточной Европе. Совершенно естественно, что в такой обстановке оскорбительные выпады в адрес исламских святынь и личности пророка Мухаммада были обычным делом.
Европейская мысль и общественное сознание прогрессировали в обстановке полного отвержения цивилизации, с которой у них шла жесткая конкуренция. Многие шедевры европейской литературы, драматургии, поэзии, философской мысли в той или иной степени имеют антиисламскую направленность.
В качестве примера можно привести всемирно известную «Божественную комедию» Данте Алигьери, в которой в самых оскорбительных выражениях и адских образах упоминается как Мухаммад, так и Али ибн Абу Талиб [1].
В церкви Святого Петрония в итальянском городе Болонья до сегодняшнего дня находится фреска 15 века с иллюстрациями на эти стихи из "Божественной комедии" [2].
А в музее испанского города Сантьяго-де-Компостелла находится средневековая статуя Святого Яго, отсекающего мусульманам головы, которая была перенесена туда из одной из церквей [3].
С оскорбительными нападками на пророка Мухаммада и исламскую религию в различное время выступали многие европейские мыслители и философы. В частности видный представитель католической мысли Фома Аквинский в сочинении «Сумма против язычников» (1, 5) говорил об исламской религии как об искаженной истине, религии похоти и насилия, а о пророке Ислама он отзывался в самых оскорбительных эпитетах [4].
Не менее нетерпимую позицию занимал в отношении Ислама и один из основателей протестантизма Мартин Лютер, который связывал личность пророка Мухаммада с самыми темными силами, а его веру называл ложью [5].
Представители религиозно-философской мысли восточного христианства также порой в самой грубой форме выражали нетерпимость в отношении мусульман и исламской религии. Некоторые из них самым грубейшим образом выступали с нападками на пророка Мухаммада. Например, один из самых почитаемых отцов православной церкви Иоанн Дамаскин говорил о Мухаммаде как о лжепророке, а исламскую религию причислял к одной из христианских ересей [6].
С еще большими оскорбительными нападками на личность Мухаммада и исламскую религию выступал другой православный деятель Максим Грек, который порой переходил в своих работах на почти откровенную нецензурную брань [7].
Нападки против исламской религии продолжались в европейской общественно-политической мысли и в последующие века. Например, даже выдающийся французский мыслитель Вольтер грубо оскорблял личность пророка Мухаммада в трагедии «Магомед», также почти переходя на уровень базарной брани [8]. Э. Ренан в 1992 году на конференции «Ислам и наука» возлагал ответственность за отсталость мусульманских народов на исламскую религию и считал, что она изжила себя [9].
Совершенно естественно, что антиисламская позиция в европейских странах прочно вошла в сознание людей. Несмотря на последующие процессы секуляризации и постепенного отступления позиций Христианства, исламофобия стала принимать другие формы, облекалась в светские одежды, но, по сути, оставалась неизменной. Что же касается Советского Союза и его союзников, то за несколько десятилетий коммунистического режима было выпущено огромное количество самой разнообразной антиисламской литературы [10].
В настоящее время также выпускаются книги, публикуются статьи, содержащие прямые оскорбления в адрес различных постулатов исламской религии и личности пророка Мухаммада. С развитием новых информационных технологий, в международной компьютерной сети Интернет действуют серьезные ресурсы антиисламской направленности. В качестве примера можно привести англоязычный http://www.answeringislam.org/ или русскоязычный http://www.pravoslavie-islam.ru. На этих ресурсах находится много материалов оскорбительного для мусульман содержания.
Самое популярное:
Обновленческий раскол в пределах калужской епархии
Эта тема выделена в особую главу в силу ее важности с одной стороны и в силу того, что она несколько выбивается из контекста вышеописанного. Дело в том, что вышеизложенный материал касался отношений Церкви и государства, здесь же внимание ...
Баптизм: краткий исторический очерк, «общие» и «частные» баптисты
Основное внимание в этой работе я хотел бы уделить русскому баптизму, как явлению в своем роде уникальному, но, чтобы понять, откуда он в России взялся, мы с вами должны совершить небольшой историко-географический богословский экскурс. К ...
Какой должна быть ваша просьба
Мы созданы по образу и подобию Божьему. Мы должны просить о правильных, разумных вещах, основанных на Слове Божьем. Господь услышит только молитву, которая соответствует Его воле. ...